“Нести свою ответственность перед людьми и государством”. Скоро ровно год, как приступила к работе Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва

Источник материала:  
20.10.2009

Что же сделали депутаты на законодательном поприще? В чем польза принятых ими законов? Какие проблемы сейчас в центре внимания парламентариев? С этими и другими вопросами “НГ” обратилась к Председателю Палаты представителей Владимиру АНДРЕЙЧЕНКО.

— Владимир Павлович, с какими иллюзиями вам пришлось расстаться за прошедший парламентский год?— Иллюзиями? Их у меня не было, так как я в парламенте не новичок. Сенаторский опыт двенадцатилетней работы в Совете Республики плюс депутатский в Верховном Совете БССР двенадцатого созыва и в местных Советах депутатов вкупе с многолетним опытом работы в должности председателя Витебского облисполкома — это, согласитесь, достаточно прочная основа, чтобы быть реалистом не только в политике, экономике, законотворчестве, но и вообще в жизни.Если имеете в виду кавалерийский наскок, шапкозакидательство, то есть настроенность на простое и быстрое решение непростых, порой многослойных, законотворческих и других задач, то такой подход мне не присущ. Как и моим коллегам-депутатам.  — В этом смысле вам как руководителю депутатского корпуса, вы полагаете, повезло?— Несомненно, это так. С первых дней нашей парламентской работы мы стремимся утверждать прагматичный, рациональный подход и в законотворчестве, и в международных контактах, и в осуществлении своих депутатских полномочий в избирательных округах.

— Выступая 27 октября 2008 года на первой сессии новоизбранной Палаты представителей с программной речью, вы, помнится, сказали, что времени на раскачку у депутатов нет, надо сразу включаться в полноценную, интенсивную работу. Насколько это удалось?— В парламентскую жизнь депутаты включились, я считаю, довольно органично, сразу занявшись главным, ради чего и пришли в Палату представителей, — законотворчеством. Уже на первой сессии было принято 20 законопроектов, из них половина — во втором чтении. Вторая сессия завершилась еще более продуктивно: мы приняли 35 законопроектов в первом чтении и 40 — во втором. На проходящей в настоящее время третьей сессии правовая база наращивается. Новому депутатскому составу предстоит принять самый главный Закон нашей страны — “О республиканском бюджете на 2010 год” и вместе с ним — Особенную часть Налогового кодекса, а также решить судьбу ряда других законодательных инициатив, направленных на дальнейшее социально-экономическое развитие Беларуси и укрепление ее безопасности. Законотворческий процесс идет в заданном ритме, по-деловому.— Это своего рода страховочная сетка от абстрактных дискуссий? — Точнее сказать — это оселок для последовательной, комплексной работы по траектории координат, определенных главой государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию. Выход на качественно новый уровень законодательных решений — вот что мы поставили на первый план. Эта высокая планка требует соответствующего характера и стиля работы Палаты представителей. Конструктивизм, деловитость и слаженность здесь, по моему убеждению, — ключевые факторы. Они позволили нам добиться неплохих законотворческих результатов, хотя перед нами еще очень много задач. — Какие правовые новшества в широкой палитре законопроектов, принятых новым депутатским составом Палаты представителей, вы считаете, в общем, наиболее существенными? — В ряду наиболее существенных я отметил бы законодательные нововведения по либерализации экономики, оптимизации условий хозяйствования, дальнейшей дебюрократизации общественной жизни, обеспечению конституционных прав граждан. Так, мы зафиксировали в законодательстве меры, усилившие защиту прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания, упростившие порядок проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями валютных операций, а также установившие гарантированное возмещение физическим лицам их банковских вкладов. Определена правовая основа создания и деятельности товарных бирж, проведена корректировка законов в части упрощения процедур регистрации субъектов хозяйствования. В законодательстве о природопользовании и экологии установлены четкие требования к охране атмосферного воздуха, в том числе в части регулирования выбросов загрязняющих веществ, и к проведению государственной экологической экспертизы. К числу наиболее значимых правовых инноваций социального характера я отнес бы поправки в закон о лекарственных средствах, которые позволят улучшить качество лекарств, а также упорядочить их реализацию, что особенно важно для жителей сельской местности.Что еще? Расширены права работников на охрану труда, связанные с обеспечением безопасности, предупреждением производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Урегулирован ряд вопросов социальной защиты инвалидов, направленных на более полное использование инвалидами своих прав и личностных возможностей. Выделю также ратификацию ряда международных договоров и соглашений по вопросам сотрудничества в области безопасности, правовой помощи, налогообложения, инвестиций, автомобильных перевозок пассажиров и грузов, в таможенной сфере, работающих на развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами и укрепление Республики Беларусь.Я назвал, разумеется, только некоторые из принятых нами законодательных решений. Хотя одни из них имеют точечный характер, а другие комплексный, системный, все они полезны тем или иным сферам общественной жизни и нашей стране.— Есть ли основания говорить о профессионализации Палаты представителей, ведь депутаты работают на профессиональной основе?— Парламентская работа на профессиональной основе не является профессией. Состав депутатов в каждом созыве значительно обновляется. Но, безусловно, законотворчество требует определенной профессионализации, то есть овладения специальными нормотворческими знаниями и углубления общей эрудиции, поскольку законотворческий процесс достаточно трудоемкий и прежде всего интеллектуально. Если с этой позиции оценивать сделанное нами на правовом поле, то могу сказать, что за прошедший год депутаты, избранные в парламент впервые (а их большинство), научились работать грамотно и четко. Проводится серьезная экспертиза законопроектов, к которой мы привлекаем специалистов-практиков, ученых, общественные организации. В программе учебы депутатов сделан акцент на изучение практики применения законодательства, причем занятия нашего постоянного семинара проводятся с выездом в регионы, где на базе предприятий, хозяйств, учреждений и организаций мы обсуждаем действенность ранее принятых законов, а также правовые новшества проектов новых нормативных актов. Смысл законотворчества в том, по-моему, и состоит, что над созданием законов необходимо работать творчески. А где черпать новые идеи для правовой регламентации назревших проблем, как не в регионах, в трудовых коллективах, у наших избирателей, иными словами — у самой жизни? Это неисчерпаемый источник, в котором мы, во-первых, находим ответы на многие вопросы законотворческой работы и, во-вторых, определяем адекватность правовых решений потребностям людей, конкретных общественных сфер, интересам нашей страны. Он, по моему мнению, и формирует парламентский профессионализм депутатов Палаты представителей. Кроме того, он позволяет депутатам более оперативно определять свой вердикт той или иной законодательной инициативе.— Пришелся ли “ко двору” новому депутатскому корпусу опыт трех прежних созывов Палаты представителей? Если да, что вы позаимствовали?— Для развития парламентаризма необходимы не только новые люди и свежие идеи. В не меньшей мере необходима преемственность депутатского состава и сложившихся традиций. Я в этом глубоко убежден. Очень важно, что эта преемственность сохранена. 30 нынешних депутатов работали и в Палате представителей третьего созыва. Это один плюс. Он обеспечил нам быстрое вхождение в интенсивный законотворческий процесс. Другой плюс — мы начинали не с нуля, так как нашими предшественниками была сформирована солидная правовая база. Есть на что ориентироваться. Еще один большой плюс — традиция конструктивного взаимодействия с главой государства Александром Григорьевичем Лукашенко, с Администрацией Президента, Советом Министров и Советом Республики, от чего в решающей степени зависит эффективность всей законодательной деятельности. Мы эту традицию укрепляем. Используем также опыт организационного, правового, технического и информационно-аналитического обеспечения работы Палаты представителей.— Прошедший парламентский год был для депутатов не только годом пробы своих сил на правовом поле, но и в международной и межпарламентской деятельности. Палата почувствовала свою причастность к реализации внешней политики нашего государства?— Опять-таки, мы опираемся на уже наработанный опыт. Нашими предшественниками создана довольно объемная международная нормативно-правовая база, установлены широкие межпарламентские связи. Продвигаясь по этому треку вперед, мы развиваем договорно-правовую основу и парламентскую компоненту международных контактов. Ратифицировано 22 международных договора и соглашения. Депутаты работают в составе постоянных делегаций Национального собрания в 12 межпарламентских структурах, в межпарламентской комиссии и рабочих группах Национального собрания по сотрудничеству с парламентами 41 государства мира. В Палате представителей состоялся ряд международных встреч. Прошли переговоры с Председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ Жоау Соарешем, делегацией Парламентской ассамблеи Совета Европы, а также с парламентариями 15 государств, в том числе с законодателями Финляндии, Чехии, Вьетнама, Королевства Бахрейн, Франции, Италии, Украины, Эстонии и Азербайджана. Депутаты приняли участие в большом количестве международных мероприятий по линии межпарламентских организаций, включая Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, парламентские структуры ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, ОБСЕ и Совета Европы. Оглядываясь на стремительно пролетевший парламентский год, могу сказать, что мы почувствовали не только свою причастность к реализации внешней политики Республики Беларусь, но и наработали определенный опыт развития международных связей. Причем как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Важно, по моему мнению, что у депутатов сформировался активный интерес не просто к парламентской дипломатии как таковой, а к продвижению наших национальных интересов на международной арене. Значит, мы сможем умножить наш вклад в эту очень необходимую для страны работу.— Что в парламентской дипломатии, на ваш взгляд, самое главное?— Торгово-экономическая и политическая польза для государства. — Рассчитываете ли вы на конструктивный подход Парламентской ассамблеи Совета Европы к восстановлению Национальному собранию Беларуси статуса специально приглашенного?— Позиция Евросоюза и Европы в целом в отношении Беларуси становится более позитивной, прагматичной. Есть основания полагать, что реализм и понимание в итоге возобладают. Это касается и парламентского измерения. При таком подходе “Восточное партнерство” станет действительно новым взглядом ЕС на международную повестку. Началом движения к настоящему добрососедству, отвечающему характеру современных кризисов и интересам укрепления механизмов международного сотрудничества, в том числе парламентских. — Немалых усилий нашего Национального собрания требует и совместная работа с парламентскими структурами стран СНГ, прежде всего в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. В чем здесь наш парламентский интерес?— Он такой же, как и у наших партнеров, — реальные социально-экономические потребности развития страны, обеспечение которых в значительной мере зависит от выполнения интеграционных проектов и развития полезных контактов. Несмотря на существующие проблемы в союзном строительстве, Республика Беларусь и Российская Федерация уже прошли большой путь интеграции — прежде всего в экономике, военно-техническом сотрудничестве, обеспечении социальных прав граждан Союзного государства и в гармонизации национальных правовых систем. Депутаты Палаты представителей нынешнего созыва, делегированные в нашу депутацию в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, тоже, как говорится, приложили к этому руку. У нас с российскими парламентариями хорошее деловое взаимодействие. В таком деловом ключе мы будем сотрудничать и дальше. Ряд важных и конкретных интеграционных шагов сделан на парламентской площадке Евразийского экономического сообщества, в которое входят Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В условиях мировых финансово-экономических потрясений ее значимость особенно очевидна. Это было подчеркнуто на недавно состоявшемся в Минске заседании постоянных комиссий Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС. В актуальной повестке Евразийского экономического сообщества сейчас такие вопросы, как создание равных условий для производства и продвижения товаров на рынки входящих в него стран, формирование единой таможенной территории и в рамках этой организации — Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Поэтому в центре внимания парламентариев находится обеспечение совместных проектов соответствующей договорно-правовой базой, оперативное осуществление внутригосударственных ратификационных процедур по достигнутым договоренностям. Речь уже идет не просто о модельных законах рекомендательного характера. Законодатели государств ЕврАзЭС сосредоточены в своем взаимодействии на проведении единой правовой политики по важнейшим направлениям экономического сотрудничества. Здесь напряженно потрудиться предстоит всем. — Завершая наш разговор, хотелось бы спросить вас, Владимир Павлович, какие личностные качества парламентария являются, по вашему мнению, ключевыми для успешного выполнения депутатских обязанностей?— Во главу угла я поставил бы ум, гражданскую зрелость, рассудительность, знание жизни, обязательность и, пожалуй, приветливость ко всем. — Почему, скажите, приветливость?— Чтобы быть ближе к людям. Эффективным парламентарием, по моему убеждению, может быть только тот, кто глубоко осознает свою ответственность перед людьми и государством. — Выражаясь спортивной терминологией, у депутатов сейчас первый промежуточный финиш. Как вы полагаете, новая Палата представителей доказала свою состоятельность?— Мы ничего никому не доказываем. Доказывать и не надо. Надо только активно, на совесть работать.

Да ведама членаў Савета Рэспублікі Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь 22 кастрычніка 2009 г. у 10.00 у зале пасяджэнняў Савета Рэспублікі (вул. Чырвонаармейская, 4) прадоўжыць работу трэцяя сесія Савета Рэспублікі Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь чацвёртага склікання.

←Минюст Беларуси отказал в регистрации Белорусской партии трудящихся

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика