Мысленно с вами
12.10.2009
—
Новости Политики
Как стало известно 6 октября, руководство РБ приняло решение о присоединении к Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Согласно информации председателя комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Виктора Гуминского, Александр Лукашенко издал указ о подписании соответствующего соглашения.
Впервые же о том, что Беларусь завершила все необходимые процедуры, сообщил 2 октября сам белорусский президент на пресс-конференции, данной им журналистам региональных СМИ России. При этом Александр Лукашенко назвал соглашение рамочным и не ущемляющим интересы его страны. Одновременно он выразил большую заинтересованность в развитии военного и военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ и намерение "отработать" все то время, в течение которого РБ не выполняла свои полномочия в качестве председателя ОДКБ.
Отметим, что сама коллизия по поводу возможного неучастия Беларуси в КСОР возникла после решения президента РБ бойкотировать саммит глав государств - участников ОДКБ, состоявшийся 14 июня в Москве, и тем самым, в ответ на запрет поставок белорусских молочных продуктов в Россию, отказаться от подписания соглашения о создании Коллективных сил оперативного развертывания (а также и от принятия на себя председательства в ОДКБ).
Упомянутый документ одобрили тогда лидеры Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Предварительное же соглашение о создании КСОР было подписано 4 февраля 2009 г. в Москве по итогам встречи глав 6 государств - участников ОДКБ: России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, Армении. С оговорками к ним примкнул Узбекистан.
Надо сказать, что демарш белорусского лидера вызвал весьма болезненную реакцию в Кремле, так как фактически поставил под угрозу российский проект создания механизма по контролю за военно-стратегической ситуацией на постсоветском пространстве, некого аналога и противовеса НАТО.
В недавно принятой "Стратегии национальной безопасности России до 2020 года" эта структура рассматривается в качестве "главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Средством реализации указанных задач и призваны стать дееспособные коллективные силы быстрого реагирования. Согласно замыслу, КСОР ОДКБ будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения спецопераций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предполагаемая численность контингента КСОР на предварительном этапе была определена в размере 15-20 тыс. человек. Военная компонента должна состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности, способных в максимально сжатые сроки переместиться в любую точку зоны ответственности ОДКБ. КСОР также будут включать силы специального назначения, состоящие из органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Однако с самого начала аналитики отметили нечеткость формулировок предварительного соглашения. А возможность неоднозначного толкования назначения контингента КСОР, поводов, способов и регионов его применения сразу же породила массу разногласий среди государств - участников ОДКБ. Серьезные противоречия, в частности, выявились между Москвой и Минском.
Как можно было понять из высказываний посла РФ в Минске Александра Сурикова, в руководстве России полагают, что Беларусь должна посылать своих солдат в составе КСОР в горячие точки СНГ, ведь межгосударственные договоры имеют большую юридическую силу, чем белорусское законодательство, запрещающее подобные действия.
В ответ представители МИДа РБ в категорической форме заявили, что нормы, запрещающие белорусским военнослужащим участие в боевых действиях за пределами национальной территории, будут неуклонно соблюдаться. Тем более что "решения о задействовании КСОР будут приниматься только главами государств ОДКБ и только на основе консенсуса". Применительно же к Беларуси речь может идти только о задействовании ее военнослужащих в зоне ответственности белорусско-российской региональной группировки.
В дальнейшем Москва, не желая обострять разногласия и демонстрировать наличие противоречий в отношениях с ближайшим союзником, заявила о возможности использования белорусских военных не в боевых, а во вспомогательных операциях (тыловое обеспечение, транспорт, логистика и т. д.). Да и антитеррористические действия ведут не только воинские формирования, но и соответствующие подразделения спецслужб, которые по определению не ограничиваются ни странами, ни континентами.
И после того, как Россией были устранены барьеры на пути белорусской молокопродукции, в руководстве РБ заговорили о принципиальной готовности присоединится к соглашению о КСОР. Однако Александр Лукашенко не спешил расставаться с одним из немногих и самых весомых своих козырей и принял окончательное решение по этому поводу только недавно.
Тем самым он, видимо, намерен заручиться поддержкой Дмитрия Медведева на переговорах относительно льготирования поставок энергоносителей и облегчения доступа белорусским товарам на российский рынок. Но достаточно ли такой поддержки (если она будет), неясно: экономические вопросы сегодня являются безраздельной вотчиной российского премьер-министра Владимира Путина, с которым у белорусского президента достаточно непростые личные отношения.
Пока же ситуация такова: хотя Минск вот-вот и присоединится к соглашению о создании КСОР, в проходящих сейчас в Казахстане учениях Коллективных сил "Взаимодействие-2009" участвует только российско-казахстанская группировка в количестве 7 тыс. военнослужащих. Ее дополняют подразделение (до 30 человек) отдельной бригады "Скорпион" из Кыргызстана и мотострелковая рота (до 100 человек) из Армении. Из Таджикистана, Узбекистана и Беларуси на маневрах присутствуют лишь офицеры-наблюдатели и штабные группы. И нет гарантий, что это положение вещей изменится в будущем.
Впервые же о том, что Беларусь завершила все необходимые процедуры, сообщил 2 октября сам белорусский президент на пресс-конференции, данной им журналистам региональных СМИ России. При этом Александр Лукашенко назвал соглашение рамочным и не ущемляющим интересы его страны. Одновременно он выразил большую заинтересованность в развитии военного и военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ и намерение "отработать" все то время, в течение которого РБ не выполняла свои полномочия в качестве председателя ОДКБ.
Отметим, что сама коллизия по поводу возможного неучастия Беларуси в КСОР возникла после решения президента РБ бойкотировать саммит глав государств - участников ОДКБ, состоявшийся 14 июня в Москве, и тем самым, в ответ на запрет поставок белорусских молочных продуктов в Россию, отказаться от подписания соглашения о создании Коллективных сил оперативного развертывания (а также и от принятия на себя председательства в ОДКБ).
Упомянутый документ одобрили тогда лидеры Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Предварительное же соглашение о создании КСОР было подписано 4 февраля 2009 г. в Москве по итогам встречи глав 6 государств - участников ОДКБ: России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, Армении. С оговорками к ним примкнул Узбекистан.
Надо сказать, что демарш белорусского лидера вызвал весьма болезненную реакцию в Кремле, так как фактически поставил под угрозу российский проект создания механизма по контролю за военно-стратегической ситуацией на постсоветском пространстве, некого аналога и противовеса НАТО.
В недавно принятой "Стратегии национальной безопасности России до 2020 года" эта структура рассматривается в качестве "главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Средством реализации указанных задач и призваны стать дееспособные коллективные силы быстрого реагирования. Согласно замыслу, КСОР ОДКБ будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения спецопераций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предполагаемая численность контингента КСОР на предварительном этапе была определена в размере 15-20 тыс. человек. Военная компонента должна состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности, способных в максимально сжатые сроки переместиться в любую точку зоны ответственности ОДКБ. КСОР также будут включать силы специального назначения, состоящие из органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Однако с самого начала аналитики отметили нечеткость формулировок предварительного соглашения. А возможность неоднозначного толкования назначения контингента КСОР, поводов, способов и регионов его применения сразу же породила массу разногласий среди государств - участников ОДКБ. Серьезные противоречия, в частности, выявились между Москвой и Минском.
Как можно было понять из высказываний посла РФ в Минске Александра Сурикова, в руководстве России полагают, что Беларусь должна посылать своих солдат в составе КСОР в горячие точки СНГ, ведь межгосударственные договоры имеют большую юридическую силу, чем белорусское законодательство, запрещающее подобные действия.
В ответ представители МИДа РБ в категорической форме заявили, что нормы, запрещающие белорусским военнослужащим участие в боевых действиях за пределами национальной территории, будут неуклонно соблюдаться. Тем более что "решения о задействовании КСОР будут приниматься только главами государств ОДКБ и только на основе консенсуса". Применительно же к Беларуси речь может идти только о задействовании ее военнослужащих в зоне ответственности белорусско-российской региональной группировки.
В дальнейшем Москва, не желая обострять разногласия и демонстрировать наличие противоречий в отношениях с ближайшим союзником, заявила о возможности использования белорусских военных не в боевых, а во вспомогательных операциях (тыловое обеспечение, транспорт, логистика и т. д.). Да и антитеррористические действия ведут не только воинские формирования, но и соответствующие подразделения спецслужб, которые по определению не ограничиваются ни странами, ни континентами.
И после того, как Россией были устранены барьеры на пути белорусской молокопродукции, в руководстве РБ заговорили о принципиальной готовности присоединится к соглашению о КСОР. Однако Александр Лукашенко не спешил расставаться с одним из немногих и самых весомых своих козырей и принял окончательное решение по этому поводу только недавно.
Тем самым он, видимо, намерен заручиться поддержкой Дмитрия Медведева на переговорах относительно льготирования поставок энергоносителей и облегчения доступа белорусским товарам на российский рынок. Но достаточно ли такой поддержки (если она будет), неясно: экономические вопросы сегодня являются безраздельной вотчиной российского премьер-министра Владимира Путина, с которым у белорусского президента достаточно непростые личные отношения.
Пока же ситуация такова: хотя Минск вот-вот и присоединится к соглашению о создании КСОР, в проходящих сейчас в Казахстане учениях Коллективных сил "Взаимодействие-2009" участвует только российско-казахстанская группировка в количестве 7 тыс. военнослужащих. Ее дополняют подразделение (до 30 человек) отдельной бригады "Скорпион" из Кыргызстана и мотострелковая рота (до 100 человек) из Армении. Из Таджикистана, Узбекистана и Беларуси на маневрах присутствуют лишь офицеры-наблюдатели и штабные группы. И нет гарантий, что это положение вещей изменится в будущем.