«Восточное партнерство» — уникальный шанс для евроинтеграции
Политика Евросоюза «Восточное партнерство» стартовала 7 мая в Праге. Представители шесть стран-партнеров и 27 стран Евросоюза одобрили декларацию новой политики — генеральный план для экономической интеграции и политического сближения. Черновик предполагает, что уровень двустороннего и многостороннего взаимодействия будет зависеть от энтузиазма каждой из стран.
У каждого из восточных партнеров — Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина — может быть свое отношение к новой политике, но цель у них одна: сближение с Евросоюзом через укрепление экономического развития и стабильности в регионе, развитие демократических структур.
Что предполагает «Восточное партнерство»:
• заключение (для кого-то — очередного) соглашения об ассоциации, которое предусматривает создание зон свободной торговли; долгосрочная цель – создание сообщества экономических соседств;
• программы, направленные на повышение эффективности работы административных структур;
• соглашения о мобильности и безопасности, которые позволят параллельно с расширением свободы передвижения граждан шести стран-участниц наращивать усилия в борьбе с нелегальной миграцией и коррупцией; в качестве долгосрочной перспективы здесь предусмотрен переход на безвизовый режим;
• возможность открытия рынка ЕС для квалифицированной рабочей силы;
• укрепление энергетической безопасности, в том числе через инвестиционные проекты в области инфраструктуры и эффективного управления;
• в рамках новой возможности — многостороннего сотрудничества — предусмотрены проекты в четырех сферах: демократия, экономическая интеграция, энергетическая безопасность и контакты между людьми;
• расширение сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата;
• программы, нацеленные на развитие человеческих связей и повышение роли гражданского общества.
Предусмотрены также пять амбициозных программ для многостороннего сотрудничества, которые называются флагманскими инициативами: в области управления границами; энергоэффективности; поддержки малого и среднего бизнеса; реагирования на катастрофы; в «Южном коридоре» — региональной энергетической программе.
Сотрудничество представителей гражданского общества предполагается осуществлять в рамках отдельного форума, а депутаты будут обмениваться опытом и идеями в межпарламентской ассамблее.
При этом уровень сотрудничества будет зависеть от прогресса в области демократических реформ и модернизации. «Восточное партнерство» пытается совместить общие интересы на основе единых ценностей: двусторонние отношения будут расширяться в соответствии с прогрессом в области демократии, уважения прав человека и принципов рыночной экономики.
Белорусские власти объясняют свою заинтересованность в новой политике отсутствием предварительных условий, возможностью выбирать и регулировать уровень взаимодействия, политического сближения и экономической интеграции с объединенной Европой. Кроме того, Минск исходит из прагматических соображений и намерен ориентироваться на практические дивиденды от любых своих шагов.
Брюссель как будто предлагает блюдо с фруктами, из которых можно выбрать самые вкусные. На самом деле «фрукты» становятся «съедобными» для Беларуси по мере их естественного «созревания».
Так, развивая отношения с ЕС, Минск может существенно увеличить национальную финансовую поддержку со стороны ЕС и получить неплохие дивиденды от участия в многосторонних проектах со странами ЕС и постсоветского пространства.
На реализацию новой политики в период 2010-2013 годов Еврокомиссия выделила 600 миллионов евро. Но это только так называемый региональный бюджет, он будет распределен между проектами «восточных партнеров». То есть, тот, кто представит лучшие идеи и сделает это быстрее, получит больше средств из этого бюджета.
Между тем остаются и национальные бюджеты. Для Беларуси на 2007-2010 годы он составляет 25 миллионов евро, но это пока несравнимо меньше бюджета Молдовы (209,7 миллиона) или Украины (494 миллиона евро).
Что касается облегчения визового режима для белорусских граждан, то и наша страна, и ЕС не против упростить визовые формальности. Но для этого Минску надо стать полноценным членом Европейской политики добрососедства. Проведя консультации с ответственными министерствами стран ЕС и отделами евроструктур, надо заключить договоры, подписать ряд обязательных соглашений, в том числе соглашение об облегчении визового режима.
Условия для развития двусторонних отношений остаются неизменными: реализация демократических реформ. Представители структур ЕС не устают повторять: отсутствие новых положительных шагов и системного, постепенного прогресса в области демократизации не позволят раскрыть весь потенциал взаимодействия.