Билет до Варшавы для Лукашенко лежит в кармане Анжелики Борис?
23.09.2009 15:57
—
Новости Политики
После теплого приема, который был оказан президенту Александру Лукашенко на прошлой неделе в Вильнюсе, логичен вопрос: не станет ли Варшава следующей европейской столицей, которая пригласит его с визитом? Ведь Беларусь и Польшу связывают не менее тесные исторические и экономические связи.
Если взаимодействие между Беларусью и объединенной Европой постепенно сокращалось с 1996 года, то белорусско-польские отношения резко расстроились в марте 2005-го. Камнем преткновения стало польское национальное меньшинство. Минск не признал результаты съезда ОО "Союз поляков в Беларуси", на котором председателем была избрана Анжелика Борис. Так появилось два общественных объединения: официальное поддерживается Минском, неофициальное - Варшавой.
В течение нескольких месяцев после съезда конфликт бурно развивался в политической и дипломатической плоскости: Минск и Варшава поочередно высылали дипломатов, обменивались нотами и угрозами. Несколько польских городов разорвали побратимские связи с белорусскими.
В конце июля 2005 года польский посол Тадеуш Павляк был отозван для консультаций. Он вернулся в Минск в октябре, но в ноябре подал в отставку. Показательно, что новый глава дипмиссии Хенрик Литвин был назначен в феврале 2006 года, а в Беларусь прибыл только в сентябре 2007-го.
Минск со своей стороны подогревал конфликт, выставляя из страны польских католических священников, а также запрещая въезд депутатам Европарламента и ведущим польским политикам накануне белорусских и польских выборов. От ворот поворот в тот период получили, в частности, нынешний министр обороны Богдан Клих и премьер-министр Дональд Туск.
Когда в 2007 году Польша ввела Карту поляка, Минск обвинил Варшаву в попытках дестабилизировать белорусское общество.
Стоит отметить, что все это время выдача виз не прекращалась, культурный обмен не останавливался, продолжало развиваться экономическое сотрудничество. Но не было политической воли для налаживания связей.
В 2008 году польские дипломаты в Брюсселе начали предпринимать попытки изменить стратегию ЕС, чтобы "вырвать Беларусь из рук Москвы". Воспользовавшись тем, что в период мирового экономического кризиса белорусские власти стали остро нуждаться в финансовой помощи Запада, поляки решили "обменять" демократизацию на кредиты, отмену политических и экономических санкций и восстановление белорусского экспорта в ЕС.
Еще до того, как осенью 2008 года Брюссель дал зеленый свет отношениям с Беларусью, в сентябре в белорусской части Беловежской пущи, в Вискулях, прошла рабочая встреча министров иностранных дел двух стран Радослава Сикорского и Сергея Мартынова. Влиятельный польский чиновник стал первой ласточкой, которая принесла весну в белорусско-европейские отношения: в октябре ЕС частично приостановил визовые санкции.
Уже в феврале 2009 года в Минске состоялась встреча вице-премьера Беларуси Андрея Кобякова и вице-премьера Польши - министра экономики Вальдемара Павляка. Позднее Кобяков нанес ответный визит в Польшу и встретился с польским премьером. В сентябре 2009 года белорусский премьер Сергей Сидорский провел переговоры с Туском.
К месту пришлась и инициированная Варшавой политика "Восточного партнерства". Важным дополнением к ней стала Киевская инициатива: механизм для сотрудничества в рамках этой политики между Беларусью, Польшей и Украиной в сфере безопасности.
Беседуя 16 сентября в Вильнюсе с журналистами, белорусский президент заявил, что у Минска и Варшавы "нет проблем в экономике, но есть в политике, и мы их начинаем разруливать". Эти проблемы, добавил Лукашенко, возникают еще и потому, что поляки слишком зависят от Брюсселя.
Настолько ли "разрулены" все проблемы, чтобы ожидать в ближайшее время вояж белорусского руководителя в Варшаву?
Нет, считает директор Восточного центра Польского открытого университета, председатель фонда "Помощь полякам на Востоке" Ежи Марек Новаковски. Он отметил, что камень преткновения и ныне там: организация польского меньшинства во главе с Анжеликой Борис, поддерживаемая Варшавой, по-прежнему не признается Минском.
Безусловно, говорит Новаковски, Польша и Беларусь - самые близкие соседи, за последнее время отношения между ними значительно улучшились и продолжат налаживаться. Визит белорусского президента дал бы толчок к развитию не только экономических, но и политических связей. Но пока не разрешится ситуация вокруг Союза поляков - очень важного для польского общества вопроса, официальному Минску сложно рассчитывать на приглашение, считает польский эксперт.
Он также подчеркнул, что Варшава ведет самостоятельную политику в отношении Беларуси, не только не обращаясь за указаниями в Брюссель, но и помогая ЕС формировать стратегию развития связей со странами Восточной Европы. Польша, напомнил Новаковски, одной из первых стала активно искать пути для налаживания белорусско-европейского диалога.
Минский политический обозреватель Роман Яковлевский выступает за диалог за общим столом. Такое общение, по его мнению, прозрачнее и эффективнее кулуарной и туристической дипломатии, которая приносит, скорее, тактические, чем стратегические плоды.
Но, говорит Яковлевский, во-первых, поездка Лукашенко в Вильнюс вызвала необоснованный энтузиазм, и реакция на нее в белорусском и литовском обществе весьма противоречивая. Непонятно даже, можно ли назвать этот визит рабочим: ни одно литовское ведомство не объявило, что хлопотало о визе для президента Беларуси; де-факто эта информация является государственной тайной.
Во-вторых, отмечает эксперт, хотя крупный польский бизнес, безусловно, заинтересован в визите президента Беларуси, следует учесть, что в следующем году в Польше стартует президентская кампания, а литовский опыт показывает, что за подобное приглашение придется ответить перед избирателями. "Не думаю, что кто-либо из участников президентской гонки готов к этому", - считает обозреватель.
Как бы то ни было, без признания Союза поляков во главе с Анжеликой Борис полная нормализация двусторонних отношений невозможна, говорит Яковлевский.
Если взаимодействие между Беларусью и объединенной Европой постепенно сокращалось с 1996 года, то белорусско-польские отношения резко расстроились в марте 2005-го. Камнем преткновения стало польское национальное меньшинство. Минск не признал результаты съезда ОО "Союз поляков в Беларуси", на котором председателем была избрана Анжелика Борис. Так появилось два общественных объединения: официальное поддерживается Минском, неофициальное - Варшавой.
В течение нескольких месяцев после съезда конфликт бурно развивался в политической и дипломатической плоскости: Минск и Варшава поочередно высылали дипломатов, обменивались нотами и угрозами. Несколько польских городов разорвали побратимские связи с белорусскими.
В конце июля 2005 года польский посол Тадеуш Павляк был отозван для консультаций. Он вернулся в Минск в октябре, но в ноябре подал в отставку. Показательно, что новый глава дипмиссии Хенрик Литвин был назначен в феврале 2006 года, а в Беларусь прибыл только в сентябре 2007-го.
Минск со своей стороны подогревал конфликт, выставляя из страны польских католических священников, а также запрещая въезд депутатам Европарламента и ведущим польским политикам накануне белорусских и польских выборов. От ворот поворот в тот период получили, в частности, нынешний министр обороны Богдан Клих и премьер-министр Дональд Туск.
Когда в 2007 году Польша ввела Карту поляка, Минск обвинил Варшаву в попытках дестабилизировать белорусское общество.
Стоит отметить, что все это время выдача виз не прекращалась, культурный обмен не останавливался, продолжало развиваться экономическое сотрудничество. Но не было политической воли для налаживания связей.
В 2008 году польские дипломаты в Брюсселе начали предпринимать попытки изменить стратегию ЕС, чтобы "вырвать Беларусь из рук Москвы". Воспользовавшись тем, что в период мирового экономического кризиса белорусские власти стали остро нуждаться в финансовой помощи Запада, поляки решили "обменять" демократизацию на кредиты, отмену политических и экономических санкций и восстановление белорусского экспорта в ЕС.
Еще до того, как осенью 2008 года Брюссель дал зеленый свет отношениям с Беларусью, в сентябре в белорусской части Беловежской пущи, в Вискулях, прошла рабочая встреча министров иностранных дел двух стран Радослава Сикорского и Сергея Мартынова. Влиятельный польский чиновник стал первой ласточкой, которая принесла весну в белорусско-европейские отношения: в октябре ЕС частично приостановил визовые санкции.
Уже в феврале 2009 года в Минске состоялась встреча вице-премьера Беларуси Андрея Кобякова и вице-премьера Польши - министра экономики Вальдемара Павляка. Позднее Кобяков нанес ответный визит в Польшу и встретился с польским премьером. В сентябре 2009 года белорусский премьер Сергей Сидорский провел переговоры с Туском.
К месту пришлась и инициированная Варшавой политика "Восточного партнерства". Важным дополнением к ней стала Киевская инициатива: механизм для сотрудничества в рамках этой политики между Беларусью, Польшей и Украиной в сфере безопасности.
Беседуя 16 сентября в Вильнюсе с журналистами, белорусский президент заявил, что у Минска и Варшавы "нет проблем в экономике, но есть в политике, и мы их начинаем разруливать". Эти проблемы, добавил Лукашенко, возникают еще и потому, что поляки слишком зависят от Брюсселя.
Настолько ли "разрулены" все проблемы, чтобы ожидать в ближайшее время вояж белорусского руководителя в Варшаву?
Нет, считает директор Восточного центра Польского открытого университета, председатель фонда "Помощь полякам на Востоке" Ежи Марек Новаковски. Он отметил, что камень преткновения и ныне там: организация польского меньшинства во главе с Анжеликой Борис, поддерживаемая Варшавой, по-прежнему не признается Минском.
Безусловно, говорит Новаковски, Польша и Беларусь - самые близкие соседи, за последнее время отношения между ними значительно улучшились и продолжат налаживаться. Визит белорусского президента дал бы толчок к развитию не только экономических, но и политических связей. Но пока не разрешится ситуация вокруг Союза поляков - очень важного для польского общества вопроса, официальному Минску сложно рассчитывать на приглашение, считает польский эксперт.
Он также подчеркнул, что Варшава ведет самостоятельную политику в отношении Беларуси, не только не обращаясь за указаниями в Брюссель, но и помогая ЕС формировать стратегию развития связей со странами Восточной Европы. Польша, напомнил Новаковски, одной из первых стала активно искать пути для налаживания белорусско-европейского диалога.
Минский политический обозреватель Роман Яковлевский выступает за диалог за общим столом. Такое общение, по его мнению, прозрачнее и эффективнее кулуарной и туристической дипломатии, которая приносит, скорее, тактические, чем стратегические плоды.
Но, говорит Яковлевский, во-первых, поездка Лукашенко в Вильнюс вызвала необоснованный энтузиазм, и реакция на нее в белорусском и литовском обществе весьма противоречивая. Непонятно даже, можно ли назвать этот визит рабочим: ни одно литовское ведомство не объявило, что хлопотало о визе для президента Беларуси; де-факто эта информация является государственной тайной.
Во-вторых, отмечает эксперт, хотя крупный польский бизнес, безусловно, заинтересован в визите президента Беларуси, следует учесть, что в следующем году в Польше стартует президентская кампания, а литовский опыт показывает, что за подобное приглашение придется ответить перед избирателями. "Не думаю, что кто-либо из участников президентской гонки готов к этому", - считает обозреватель.
Как бы то ни было, без признания Союза поляков во главе с Анжеликой Борис полная нормализация двусторонних отношений невозможна, говорит Яковлевский.