Бенита Ферреро-Вальднер все еще надеется увидеть прогресс
![](http://news.21.by/pub/news/2009/09/1253193548673522.jpg)
Комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер объяснила, почему Россия не включена в программу ЕС "Восточное партнерство", чего хочет Европа от Беларуси и ожидают ли в ЕС новый газовый кризис.
- Каково будущее Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве между Европой и Россией?
Появились ли какие-то новые противоречия, или включение
положений Энергетической хартии остаются главным
препятствием в этом вопросе?
- Существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
(СПС) было подписано 15 лет назад, и за это время наши
взаимоотношения с Россией переросли его рамки во многих
сферах. Вот почему в мае 2008 года на саммите в
Ханты-Мансийске мы запустили процесс переговоров по
новому соглашению между Россией и ЕС, которое должно
заменить нынешнее СПС. Мы уже более года ведем эти
переговоры, и, естественно, в их ходе поднимается
множество вопросов, на которые необходимо отвечать. Они
касаются и базовых принципов, на которых должно строиться
наше партнерство, и положений, определяющих
энергетическое сотрудничество и механизм инвестиций. Я
рада, что мы движемся вперед по большинству этих
вопросов, и верю, что когда этот процесс закончится, у
нас будет амбициозное, всеобъемлющее и устремленное в
будущее двустороннее соглашение, которое будет определять
наши отношения на годы вперед.
Я не хочу говорить о препятствиях, которые возникают в
ходе переговоров. Россия и ЕС отлично сотрудничают во
многих областях, и сейчас нам стоит зафиксировать на
бумаге самое лучшее, что есть в нашем сотрудничестве, для
того, чтобы распространить это и на другие сферы. Во
время переговоров важно, чтобы обе стороны сохраняли
ясное взаимопонимание по поводу того, что мы хотим от
будущего соглашения, а на самом деле - от самих наших
взаимоотношений.
Что касается Энергетической хартии, то я уверена, что
принципы Договора к Энергетической хартии, которые легли
в основу Санкт-Петербургской декларации в области
энергетики, подписанной во время российского
председательства в "большой восьмерке" в 2006 году,
должны быть закреплены и в новом СПС.
- Часто приходится слышать, что Евросоюз должен
поддерживать вступление России в ВТО только в том случае,
если Москва докажет свою приверженность Энергетической
хартии. Но сейчас на этом пути возникло новое
обстоятельство: Москва готова искать возможность вступить
в ВТО только вместе со своими партнерами по таможенному
союзу, Беларусью и Казахстаном. Может ли это отразиться
на переговорах по СПС?
- Евросоюз всегда был и остается последовательным
сторонником членства России в ВТО.
Вступление России в ВТО стало бы позитивным шагом,
поскольку Россия - единственная в мире экономика такого
масштаба, которая остается за пределами этой организации.
Тем не менее последние заявления России о том, в каком
формате она собирается вступать, требуют дальнейшего
обсуждения и разъяснения.
В то же время я хотела бы заметить, что эта новая
ситуация никак не отражается на нашем стремлении
подписать СПС; оно остается очень высоким. Не сказывается
это и на моей главной оптимистической оценке - у России и
ЕС есть общая платформа и взаимное согласие работать над
последовательным и всеобъемлющим договором.
- Лорд Дарендорф писал в своей книге "Размышления о
революции в Европе", что Европа заканчивается на западной
границе Советского Союза, где бы та ни проходила. Так ли
это, учитывая, что и сейчас Россия не является членом ни
ЕС, ни НАТО, ни ОЭСР и даже не вошла в число государств
программы "Восточного партнерства"?
- Я думаю, важно подчеркнуть, что вся Европа, в том числе
Россия, разделяет общую историю и общую культуру. Европа
- это широкий термин, и она включает государства, которые
и не являются членами Европейского союза. ЕС был создан
политической волей и остается открытым для других
европейских государств.
Россия участвует во многих общеевропейских организациях,
например, в Совете Европы или ОБСЕ. Процесс обсуждения
предложения президента Медведева пересмотреть некоторые
аспекты европейской архитектуры безопасности, начатый на
Корфу, - наглядный тому пример. Многие европейские
вызовы, такие как энергобезопасность или конфликты в
сопредельных странах, четко демонстрируют необходимость
совместных решений в широком общеевропейском контексте.
Участие России в разрешении этих вопросов является
жизненно важным, вот почему сотрудничество между
Евросоюзом и Россией по-прежнему крайне необходимо.
Россия участвует в Синергии Черного моря, а "Восточное
партнерство" включает в себя и возможность того, что
Россия и другие третьи страны смогут участвовать в
некоторых отдельных проектах и мероприятиях.
- "Восточное партнерство" как раз было со скепсисом
воспринято российской стороной. В Москве говорят об
угрозе создания новых разделительных линий в Европе. Кого
винить за то, что из России эта инициатива видится именно
так?
- Россия, естественно, остается важным общим соседом для
этих стран (Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии,
Молдовы и Украины. - "Газета.Ru"), и мы всегда призывали
наших восточных партнеров поддерживать добрососедские
отношения с Россией. Я хотела бы пояснить: европейская
политика соседства и "Восточное партнерство" заключаются
не в том, чтобы выбирать одного партнера перед
другим.
Задача "Восточного партнерства" состоит в том, чтобы
помочь нашим партнерам в проведении внутренних реформ,
которые укрепляют их политическую стабильность и
экономическое процветание.
Россия решила не участвовать в программе европейской
политики соседства, и поэтому она не включена в программу
"Восточного партнерства".
- Финансирование "Восточного партнерства" сейчас
сокращается? Его участникам сначала была обещана помочь
примерно в размере $250 млн. Недавно в Брюсселе звучала
уже другая цифра - порядка $40 млн. Это значит, что этот
проект сейчас пересматривается?
- Нет, совсем нет. Я даже не знаю, откуда вы взяли эти
цифры!
Как только фонды будут сформированы, общая сумма помощи
шести европейским соседям постепенно вырастет с €450 млн
в 2008 году до €785 млн в 2013-м, что означает рост почти
на 75%!
Что касается непосредственно "Восточного партнерства", то
мы ассигнуем на него €350 млн на период с 2010 по 2013
год, еще €250 млн из средств, которые мы
перераспределяем.
- Первая встреча министров иностранных дел стран
"Восточного партнерства" назначена на декабрь. Какие
результаты все стороны смогут продемонстрировать к этому
времени?
- Я рада, что запуск "Восточного партнерства" был таким
быстрым и эффективным. К декабрю уже дважды соберутся
каждая из четырех многосторонних "платформ". Эти встречи
посвящены демократии, эффективному управлению и
стабильности, а также экономической интеграции и
сближению с мерами ЕС, энергетической безопасности и
контактам между людьми. Кроме того, на ноябрь назначена
первая встреча Форума гражданского общества. В декабре
"платформы" выступят с докладом по уже проделанной работе
или текущей работе, а министры смогут утвердить рабочие
программы, что позволит создать хороший базис для
продолжения работы в предстоящие годы.
- Все четыре страны, на чьей территории существуют
"замороженные конфликты", Азербайджан, Армения, Грузия и
Молдова, приглашены в "Восточное партнерство". Готовит ли
Евросоюз какие-то предложения по разрешению конфликтов
для правительств этих стран?
- Я уверена, что "Восточное партнерство" способно сыграть
положительную роль в урегулировании конфликтов. Как и
европейская политика соседства, оно создано для того,
чтобы повысить стабильность и безопасность на границах
Европейского союза, способствуя поддержанию
добрососедских отношений и эффективного сотрудничества
между партнерами. К тому же в задачи "Восточного
партнерства" входит укрепление взаимного доверия в
регионе через поддержку политических контактов между
партнерами, как между органами власти, так и между
неправительственными организациями и простыми
гражданами.
- Многие россияне обеспокоены тем, что Россия может быть
выдавлена из Беларуси благодаря этим усилиям ЕС. Как вы
могли бы удостоверить, что это не так?
- Мы живем в глобализирующемся и взаимосвязанном мире,
где идея "выбора" между двумя важными мировыми игроками
выглядит устаревшей. Мы всегда призывали всех наших
соседей развивать хорошие отношения с Российской
Федерацией, так как это в интересах каждой из
сторон.
- Во время вашей последней встречи с президентом
Александром Лукашенко в Минске вы указали, что эти
консультации являются "вехой в двусторонних отношениях"
между ЕС и Беларусью. Если потепление уже началось, то к
чему оно, на ваш взгляд, может привести?
- Я всегда четко указывала, что Евросоюз готов вновь
развивать отношения с Беларусью, если будут выполнены
определенные условия. Получится ли выстроить отношения
между ЕС и Беларусью на лучших основаниях, зависит от
собственного выбора Беларуси. Если мы увидим прогресс в
реформах, ЕС станет хорошим партнером для Беларуси. Это
партнерство включает в себя двусторонние программы по
линии "Восточного партнерства" и европейской политики
соседства. Если говорить конкретнее, то такое партнерство
будет включать в себя облегчение визового режима и
упрощение правил для поездок граждан Беларуси в страны
ЕС, а также укрепление торговых связей.
Но в то же время и в ходе своего недавнего визита, и
контактируя с Беларусью по другим каналам, я ясно
подчеркивала, что готовность к новым отношениям требует
от Беларуси готовности взаимодействовать с ЕС и
решительно принять демократические ценности.
- Каковы области возможной макроэкономической поддержки
Беларуси со стороны ЕС? Подразумевает ли это расширение
связей ЕС с Минском в тех областях, где белорусская
экономика по-прежнему полностью зависит от России?
- В Беларуси, действительно, серьезно сказались
последствия финансового и экономического кризиса. После
того, как в 2008 году экономика этой страны
продемонстрировала 10-процентный рост, в этом году все
говорит в пользу того, что будет наблюдаться значительная
рецессия, сопровождающаяся падением промышленного
производства и проблемами баланса платежей. Мы полностью
поддерживаем соглашение между МВФ и Беларусью, которое,
как мы надеемся, поможет стабилизировать ситуацию, и
которое связано с некоторыми значительными структурными
реформами. Мы также рассматриваем все возможности
дополнительной поддержки, которую мы могли бы оказать.
Например, мы хотим совместно с МВФ, Всемирным банком,
Европейским инвестиционным банком и Европейским банком
реконструкции и развития оказать белорусскому
правительству экономическую поддержку с целью дальнейшей
экономической либерализации.
Если говорить в общих терминах, мы хотим видеть, что
Беларусь продолжает развиваться как страна с открытой
экономикой, которая выигрывает от работы на
многосторонней основе. Мы также уверены, что вступление в
ВТО остается ключевым шагом для продвижения экономических
реформ, которые могли бы, в свою очередь, создать
благоприятный инвестиционный и деловой климат. Это
принесет пользу и белорусской экономике, и гражданам этой
страны, и укрепит ее торговые связи с ЕС.
- Политика еще одной соседней с Россией страны, Украины,
остается болевой точкой и для Кремля, и для российских
граждан. Недавно президент Ющенко указывал, что хотел бы
подписать Соглашение об ассоциации с ЕС уже до конца
этого года. Это реалистичный прогноз?
- В этом вопросе я придерживаюсь прагматичного подхода.
Мы хотим заключить такое соглашение, которое было бы
смелым и по своему охвату, и по своей глубине, а заодно
смогло бы выдержать проверку временем. Темп переговоров
заметно вырос на протяжении 2009 года, и я этому очень
рада. С другой стороны, в том, что касается свободной
торговли, - а это неотъемлемая часть этого соглашения, -
идут сложные и очень "технические", по сути, дискуссии,
которые только предстоит завершить. Поэтому я предпочитаю
не говорить о каком-то специальном дедлайне. Могу вас
заверить, что обе стороны постоянно сверяют, какой
прогресс был достигнут, и мы едины в своем стремлении,
чтобы работа шла на основе достигнутого прогресса.
Я также считаю, что цель завершить переговоры по
некоторым самым важным составляющим соглашения к концу
этого года - вполне реалистичная.
- Замминистра иностранных дел Украины Елисеев говорил,
что готовящееся соглашение "более амбициозное и
детализованное", чем то, которое было в 1990-х у Польши,
Венгрии и Чехии. Каковы основные его положения?
- Я считаю это соглашение вехой в развитии наших
отношений с Украиной. Это амбициозное соглашение охватит
весь спектр наших отношений с Украиной: внешнюю политику
и политику безопасности, независимость правосудия и
правоохранительных органов, такие специальные области,
как транспорт и энергетика, и, конечно же, свободную
торговлю. Но в нем есть и другие стороны. Во-первых, это
важнейший инструмент приближения Украины к стандартам и
нормам ЕС. Во-вторых, я думаю, оно значительно расширит
сотрудничество и взаимодействие между гражданами Украины
и гражданами ЕС, касается ли это экономических игроков,
исследователей, работников органов контроля и всех
прочих. Конечно, мы надеемся, что развитие Украины
сделает эту страну привлекательным и все более известным
направлением для европейских туристов и инвесторов.
- Споры вокруг украинской ГТС омрачили отношения между
Россией и ЕС. Соглашение, которое заключили Киев и
Брюссель по модернизации ГТС, самым очевидным образом
раздражило Россию. Преодолены ли сейчас эти
разногласия?
- Соглашение, которое было достигнуто между Европейской
комиссией, Украиной и тремя международными финансовыми
институтами на международной конференции в марте 2009
года, стало результатом многолетней работы. Его цель -
привлечь необходимые инвестиции в украинскую
газотранспортную систему с тем, чтобы обеспечить
бесперебойную поставку российского газа в страны ЕС. Это
общий интерес ЕС, Украины и России. Россия была
приглашена на международную конференцию и принимала в ней
участие, и в ее ходе все стороны подчеркнули свое
стремление работать с Россией в будущем. Я думаю, что на
сегодняшний день это очевидное недопонимание было
преодолено.
- Как в ЕС оценивают риск повторения газового кризиса?
Будет ли Европа поддерживать Киев, если речь опять пойдет
о закупке российского газа для технических нужд ГТС
Украины?
- Январский кризис значительно отразился на Евросоюзе.
Это касается и числа стран-членов ЕС, которые от него
пострадали, и длительности перебоя с поставками. Кризис
привел к переоценке Евросоюзом своих внутренних мер по
обеспечению безопасности энергопоставок и к концентрации
внимания на диверсификации поставщиков энергетического
сырья и путей его транспортировки. Поскольку отношения
между Россией и Украиной в газовой сфере эволюционируют в
сторону системы, построенной в большей степени на
рыночных принципах, складываются определенные риски, и
поэтому Еврокомиссия продолжает тесные и регулярные
контакты со всеми вовлеченными в этот процесс сторонами.
Это делается для того, чтобы контролировать ситуацию. Но
давайте скажем ясно, этот кризис ударил по репутации и
доходам и России, и Украины, и понятно, что не в
интересах ни той, ни другой допустить его повторение. Я
была очень рада, когда на Украине в конце июля этого года
было достигнуто политическое соглашение по реформированию
газового сектора. Это открывает путь для предоставления
пакета финансовой помощи, которую окажут международные
финансовые институты и которая значительно снизит риск
повторения газового кризиса.
- В этом году ЮНЕСКО избирает нового генерального
директора. Вы вошли в шорт-лист кандидатов. Как вы
оцениваете слухи о том, что Россия готова заплатить $20
млн дополнительных взносов в случае победы российского
претендента на этот пост?
- Для меня большая честь, что австрийское и колумбийское
правительства предложили мою кандидатуру на пост
генерального директора. ЮНЕСКО играет в современном мире
важную роль, растет ее политическое значение, она
принимает участие в разрешении многих международных
проблем, от неэффективности государственного управления
до отсутствия возможностей получить образование.
Я уверена, что мой долгий опыт внешнеполитической работы
на самом высоком политическом уровне поможет мне усилить
и обогатить работу ЮНЕСКО. То же самое касается и
широкого охвата проблем, с которыми я успешно работала. В
их числе предупреждение конфликтов, помощь реформам
государственного управления, защита прав человека и
защита прав женщин, руководство программами внешней
помощи, борьба с новыми вызовами, такими как изменение
климата. Сейчас ЮНЕСКО требуется политическое лидерство и
более активные действия по информационному представлению
своей деятельности в мире. Для меня было бы честью, если
бы я могла внести в это свой вклад.
Беседовал Александр Артемьев