Жарихин: У Союзного государства проявляются все признаки недостроя
В российских СМИ все чаще появляется информация, что постройка Союзного государства России и Беларуси тормозится белорусской стороной, и что союз братских стран уже никогда не будет построен.
За комментариями газета "Время Союза"
обратилась к заместителю Директора института стран СНГ
Владимиру Жарихину.
- В своей недавней статье в одном из
российских федеральных изданий Вы сравнили Союзное
государство России и Белоруссии с недостроенным зданием.
- У Союзного государства начинают
проявляться все признаки классического недостроя -
выкопали котлован, залили фундамент, возвели стены, но
пока не застеклили окна и не вставили двери. И висит
вывеска - дата торжественного пуска объекта в 2000 году.
Давайте вспомним, как все начиналось. В 1999 году был
торжественно подписан и тогда же ратифицирован Союзный
договор. Надо заметить, что в нем было предусмотрено
формирование наднациональных законодательных, судебных и
контрольных органов, таких как выборный союзный
парламент, высший экономический суд, счетная палата. То
есть тех инстанций, которые могли бы принимать
законодательство Союзного государства и следить за его
выполнением. Также начинался и Европейский союз -
создание парламента с минимальными полномочиями, который
бы выращивал новую элиту.
Мы вначале пошли по тому же пути: на
2000 год в российском бюджете были даже предусмотрены
средства на проведение выборов союзного парламента. Но
выборы парламента сначала перенесли, а затем и отложили
под предлогом разработки некоего конституционного акта,
который все разрабатывается, разрабатывается и никак не
может разработаться. А если стройка не идет, начинают
искать виновных. Но мне кажется, проблема не столько в
субъективных факторах, сколько в огромных объективных
сложностях, которые не дают возможности для успешного
формирования Союзного государства, столь необходимого
нашим странам.
- В чем же сложности? И почему их
нельзя преодолеть при взаимной заинтересованности?
- Первая и главная сложность -
различие в численности населения, внутреннего валового
продукта, в размерах территорий двух стран. Они настолько
различаются, что невероятно трудно придумать справедливый
механизм принятия решений в союзе. Принцип "одна страна -
один голос", на котором настаивает Белоруссия, абсолютно
неприемлем для политиков в России, имеющей в составе
автономии более крупные территориальные образования, чем
Республика Беларусь. Любой вариант введения принципа
пропорциональности к численности населения, ВВП,
территории при формировании наднациональных органов
неприемлем для Белоруссии. Ведь тогда ее голос при
принятии решений будет исключительно совещательным.
Еще одна проблема связана с тем, что
и Россия, и Белоруссия являются президентскими
республиками с ярко выраженной вертикалью власти.
Невозможно представить эффективно работающую союзную
структуру без фигуры союзного президента с реальными
полномочиями. Если предложить систему выборов по признаку
численности населения, территорий, то президент будет
только из России. Идея же попеременного руководства
союзом президентами двух государств совершенно
нереалистична. Те, кто приводит в пример Европейский
союз, забывают, что в него входят парламентские
республики. Тем не менее, ЕС испытывает огромные
сложности при формировании единой внешней политики.
Добавляются и различия в экономических путях развития.
Можно долго и успешно критиковать то, что получилось в
России, и не менее успешно бичевать недостатки
белорусской экономики, но формирование единой
экономической законодательной базы, введение единой
валюты, без чего Союзное государство будет иметь только
внешние атрибуты, представляется пока задачей очень
сложной.
- То есть построить Союзное государство
фактически невозможно? Мрачный прогноз…
- Почему невозможно? Эти очень
непростые проблемы можно было бы решить, но только при
одном условии: политические элиты и России, и Белоруссии
должны быть готовы поступиться частью своих суверенных
полномочий, делегировать их в союзный центр ради общего
блага. Такой пример, и не один, был при образовании
Евросоюза. Ведь только представьте, какое насилие над
собой совершала гордая политическая элита Франции,
делегируя свои тысячелетние полномочия в провинциальный
Брюссель. Но ведь эти суверенитеты отдельных больших и
малых стран, слившись, превратили Брюссель в столицу
мировой супердержавы - Европейского союза. Значит надо
искать и находить новые пути сближения.
- Например?
- Самые тесные союзные отношения
вначале, а мы в самом начале пути, не всегда требуют
обязательного создания общих государственных структур.
Живут же в теснейшем союзе сто лет США и Канада (кстати,
соотношение населения и ВВП там примерно такое, как у
нас) без всякого союзного государства. Но тогда нам
настоятельно необходимо срочно заключить серию
обязывающих, закрепленных на бумаге договоров в
экономической, внешнеполитической, таможенной и военной
сферах. Взять тот же пример с США и Канады - между ними
есть четкие договоренности о совместной противовоздушной
обороне.
- Но между Россией и Белоруссией существует достаточно
много совместных программ в таможенной, пограничной и
других сферах. Они работают? На них можно строить
отношения?
- Некоторые из них работают
очень активно, некоторые вроде как работают. Но в то же
время они не оформлены на законодательном уровне, на
уровне межгосударственных соглашений и, следовательно, не
являются документом в юридическом плане. То есть главная
проблема в том, что мы живем в неком правовом вакууме. То
есть мы вроде бы живем в одном Союзном государстве, но ни
одного союзного общеобязывающего закона у нас нет.
- Почему?
- А его просто некому принимать! Его
может принять только Союзный парламент, но парламента
нет! И так как мы живем в Союзном государстве, то и не
заключаем двусторонних договоров между государствами.
Возьмем недавнюю острую ситуацию с запретом на поставки
молока из Белоруссии в Россию из-за разницы в
требованиях. По логике вещей, подобную проблему должен
решать Союзный Закон о выполнении санитарных норм. И все
противоречия снимаются. Есть Закон - его надо выполнять.
Более того, в свое время предусмотрели, но до сих пор не
создали Высший экономический суд Союзного государства. И
в его рамках вполне можно было бы решать подобные частные
мелкие проблемы, не привлекая к этим решениям эмоции,
политику и политиков. Просто бы суд рассмотрел - а кто
больше прав в такой ситуации? И принял бы обязательное к
исполнению решение. Все, вопрос закрыт. И так во всех
областях. Взять оборону. У нас не единые вооруженные силы
под единым командованием, которые должны быть в Союзном
государстве. При этом у нас нет и двустороннего
межгосударственного договора о совместной обороне в
случае нападения, в котором были бы обязывающие статьи по
защите союзника в любой ситуации.
- Но во время встреч первых лиц
президенты находят общий язык, решают проблемы. Может
быть, это наш особый путь союзничества?
- Как бы тепло ни общались первые
лица, но нужны все-таки юридические документы. Например,
такая ситуация. "Белтрансгаз" и "Газпром" заключили
соглашение, согласно которому "Газпром" поставляет газ по
цене 250 долларов за куб, а потом премьеры обоих
государств договорились о цене 150 долларов за куб. И по
какой цене вести расчеты? Неужели трудно подписать новое
соглашение, взаимно обязывающее?
- Если проводить Вашу аналогию
дальше, то стены здания Союзного государства скрепляют не
нагелями, а словами…
- Увы, да. Крепежа стен нет. И самое главное, что никто в этом не заинтересован. Нужна четкая политическая воля со стороны первых лиц. Если сразу не получилось сформировать полноценное Союзное государство, надо это честно признать и заняться выращиванием элиты, которая будет в этом кровно заинтересована. Пока из данной ситуации я вижу три возможных выхода. Первый - временный переход на самые тесные, самые дружеские союзнические отношения и заключение обязательных для исполнения межгосударственных соглашений по широчайшему кругу проблем. Второй - руководители двух наших государств, а Россия и Беларусь все-таки жестко вертикально-президентские страны, принимают однозначное решение о создании все-таки Союзного парламента для выращивания новой надгосударственной элиты и принятие все-таки Конституционного акта, как и планировалось 10 лет назад. И третий, увы, самый пессимистичный - все оставят как есть, предоставят ситуации плыть по течению. И тогда стороны будут каждый год сталкиваться с проблемами отсутствия правовой базы. И тогда обострениям типа "молочных", "мясных", военных не будет конца. Еще раз подчеркиваю: нужна политическая воля нынешних лидеров. Но пока ее не видно, увы.