"Время новостей": "Политика маятника"
Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев в ближайшие дни проведут переговоры. Белорусский президент уже приехал в Сочи, где, по его словам, будут обсуждать наиболее сложные вопросы двусторонних отношений. По мнению экспертов, Минск надеется добиться расширения российской экономической помощи, а Москва -- поддержки политически важных для нее проектов.
На днях президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что республика хочет войти в российско-белорусское союзное государство: «Мы с большим удовольствием это воспримем и будем добиваться этого». Однако это невозможно без согласия Минска. Белоруссия в течение года заявляла, что намерена рассмотреть вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии, но до сих пор этого не сделала. Впрочем, политолог и экс-депутат белорусского парламента Ольга Абрамова заметила «Времени новостей», что проблема признания Цхинвали и Сухуми уже не имеет большого практического значения: «Этот вопрос искусственно раздут. Сегодня он важен лишь для имиджа России, которой необходимо добиться от Белоруссии очевидных шагов в поддержку своей политики».
Белорусский политолог Александр Класковский в беседе с «Временем новостей» сказал, что куда более актуальным является решение вопроса об участии Минска в формировании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Белорусская делегация не участвовала в июньском саммите организации, на котором было подписано соглашение о создании КСОР. Причиной размолвки стал спор с Россией, которая в течение нескольких дней не допускала белорусские молочные продукты на свой рынок и этим, по мнению Минска, подрывала его экономическую безопасность. В начале августа Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что участие в КСОР Минск связывает с перспективами экономического сотрудничества с Россией: «Скажите, за что я должен защищать вас, за что должны гибнуть наши ребята, если вдруг? За что? За то, что нас в Россию на рынки не пускают? Если мы собираемся погибать друг за друга, давайте будем жить как в одном государстве».
Однако признание Цхинвали и Сухуми осложнит диалог Минска с Брюсселем -- об этом европейские чиновники заявляли весной этого года. Да и участие Белоруссии в КСОР также не вызовет восторга в Евросоюзе, с которым Минск мечтает расширить торговлю. Впрочем, накануне визита в Россию Александр Лукашенко заявил, что не намерен полностью следовать западным рекомендациям: «Хотелось бы предупредить европейцев, что если они думают, что можно постоянно нам ставить условия, потому что якобы у Белоруссии с Россией испортились отношения, они ошибаются. У нас хорошие, отличные отношения с Россией».
На днях стало известно, что Минск не стал продлевать контракт с британской пиар-компанией «Белл Поттингер Груп», которая в течение последнего года создавала благоприятный имидж Белоруссии на Западе. Многие белорусские политологи объяснили это решение невозможностью добиться симпатий Запада без серьезного изменения политики Минска. Однако, по мнению Ольги Абрамовой, «английский пиарщик выполнил свои задачи и открыл дверь в Европу. Дальше можно двигаться без его поддержки. Зачем ему платить, если можно этого больше не делать?»
По мнению политологов, позитивные высказывания белорусского лидера в адрес Москвы также не означают, что Минск сделал очередной внешнеполитический разворот. «В этой ситуации можно вести речь не о разворотах, а о политике маятника. Накануне встречи с Медведевым Лукашенко счел уместным покритиковать Запад, чтобы показать, что остается союзником России», -- считает г-н Класковский. По мнению Ольги Абрамовой, политика лавирования между Москвой и Брюсселем еще долго может быть успешной: «Противостояния между СССР и НАТО уже нет, но блоковое мышление сохранилось. Эти особенности политической психологии можно долго эксплуатировать и извлекать из них дивиденды».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск