Заико: транзитный потенциал Беларуси мифологизирован
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико заявил, что транзитный потенциал Беларуси излишне мифологизирован. «Например, экспорт белорусского молока в Россию дает больше дохода, чем весь транзит Беларуси в течение года. Поэтому чем раньше мы избавимся от этой транзитивной мифологии, тем будет лучше»,- заявил эксперт.
«Существует заблуждение, которое было и в Польше, и в Литве, и на Украине, что есть незаменимые страны, через которые осуществляется поток транзита энергоресурсов и грузов. На заре самостоятельности каждая из стран выстраивала свою собственную мифологию по поводу своей очень важной транзитной роли»,- сказал Леонид Заико в интервью белорусской службе Deutsche Welle.
По мнению эксперта, «единственно возможные варианты развития транзитивной схемы Беларуси - превращение из страны транзита легкого типа в настоящий европейский транзитный ареал».
«Первое - надо думать том, что основными путями будут автомобильные. Беларуси нужна хорошая четырех- или шестиполосная дорога от Балтийского моря до Черного моря. Нужен балто-черноморский вариант транзита. Кстати, соединение областных центров автострадами уже входит в планы белорусского правительства. С запада на восток такая трасса есть, хотя на польском участке от Бреста до Варшавы такая дорога, что и танк не пройдет»,- отметил руководитель центра «Стратегия».
«Второе - необходима логистика, создание системы складов, погрузочно-разгрузочных и сортировочных центров для хранения грузов, их классификации и перенаправления. Это делается в соседних странах, такая работа столь же важна, как и само производство. В создании инфраструктуры может участвовать как государственный капитал, так и частный, потому что у населения есть около 10 млрд. долларов, и люди не знают, куда их вложить»,- сказал Леонид Заико.
«Важен также нефтяной реверс. Нефтепровод Унеча-Вентспилс может работать в реверсивном режиме - качать нефть, доставленную в балтийские порты. Создание такой реверсивной системы нефтепроводов и будет превращать Беларусь в нормального транзитера»,- подчеркнул эксперт.