Директор ушел и увел клиентов. Что делать?

Источник материала: ProBusiness  
08.12.2025 07:00 — Разное

Директор ушел и увел клиентов. Что делать?

На практике нередко встречаются ситуации, когда вместе с директором компании «уходят» и клиенты. Можно ли предотвратить подобные ситуации и как привлечь к ответственности бывшего директора — «Про бизнес» разобрался в вопросе с юристом GRATA International Юлией Стефанович.


Директор ушел и увел клиентов. Что делать?
Юлия Стефанович
Юрист GRATA International

Только за разглашение информации о клиентах бывшего директора нельзя привлечь к ответственности

Сведения о клиентах, безусловно, имеют коммерческую ценность для компании в силу их неизвестности другим компаниям-конкурентам. В связи с этим информация о клиентах является коммерческой тайной (ст. 5 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 N 16-З (ред. от 08.07.2024) «О коммерческой тайне», далее — Закон о коммерческой тайне).

За разглашение или иное незаконное использование коммерческой тайны предусмотрено несколько видов ответственности:

— гражданско-правовая: нарушитель должен прекратить действия по разглашению коммерческой тайны и возместить причиненные убытки (ст. 19 Закона о коммерческой тайне);

— административная: штраф от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.6 Кодекса Республики Беларусь от 06.01.2021 N 91-З (ред. от 12.07.2025) «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»);

— уголовная (если имела место корыстная заинтересованность и причинен ущерб в крупном размере): вплоть до лишения свободы сроком до 3 лет (ст. 255 Кодекса Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З (ред. от 17.02.2025) «Уголовный кодекс Республики Беларусь»).

— дисциплинарная: в форме замечания, выговора, лишения стимулирующих выплат (ст. 198 Кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 05.12.2024) «Трудовой кодекс Республики Беларусь», далее — ТК). Также разглашение коммерческой тайны может стать основанием для увольнения наемного директора (п. 6 ч. 1 ст. 47 ТК).

Только факта разглашения информации о клиентах компании ее бывшим директором недостаточно, чтобы привлечь его к ответственности. Чтобы иметь возможность наказать бывшего руководителя, компании нужно заранее предпринять ряд действий.

Директор ушел и увел клиентов. Что делать?

Что нужно сделать компании, чтобы иметь право наказать директора за незаконное использование коммерческой тайны?

Для этого нужно установить режим коммерческой тайны в отношении информации о клиентах.

Это значит, что компания должна:

а) официально определить, какая информация является коммерческой тайной;

б) принять меры защиты такой информации.

Мерами по защите коммерческой тайны являются:

— ограничение доступа к информации, являющейся коммерческой тайной;

— определение лиц, которые имеют доступ к коммерческой тайне;

— включение положений о неразглашении коммерческой тайны в трудовые договоры и заключение отдельных обязательств о неразглашении с сотрудниками, имеющими доступ к коммерческой тайне;

— включение условий о неразглашении коммерческой тайны в договоры с контрагентами;

— назначение ответственных за защиту коммерческой тайны.

Также можно применять технические средства и методы защиты информации (пароли, шифрование и т.д.), не запрещенные законодательством.

Установление режима коммерческой тайны необходимо оформить соответствующими документами, в частности, разработать положение о коммерческой тайне, форму обязательства о неразглашении и иные документы.

Для того, чтобы привлечь к ответственности за незаконное использование информации, являющейся коммерческой тайной нужно не только разработать документы, но и ознакомить директора со всеми этими документами под подпись. Только после выполнения всех этих шагов, если директор уведет клиентов, компания сможет не только потребовать возмещения убытков, но и привлечь его к административной или даже уголовной ответственности.

Недобросовестная конкуренция

Если разглашение или использование бывшим директором информации о клиентах, составляющей коммерческую тайну, приводит к недобросовестной конкуренции, то директора также можно привлечь к административной ответственности.

Запрещается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе, с использованием или разглашением указанной информации, обладателем которой является конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к ней вследствие исполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения (ст. 30 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»). Например, если бывший директор использует список клиентов вашей компании и информацию о них, чтобы переманить их в собственную компанию, это будет нарушением, если срок неразглашения этой информации еще не истек.

Директор ушел и увел клиентов. Что делать?

Какая ответственность предусмотрена за недобросовестную конкуренцию?

За недобросовестную конкуренцию предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Их размеры составляют (ст. 13.33 КоАП):

  • Для физических лиц: от 20 до 100 базовых величин.
  • Для индивидуальных предпринимателей: от 100 до 200 базовых величин.
  • Для компаний: до 10% от их выручки от продажи товара (работы, услуги), но не меньше 400 базовых величин.

Соглашения о неконкуренции

Для резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) законодательство предусматривает дополнительный инструмент защиты от переманивания бывшим директором клиентов компании. Это соглашения о неконкуренции (п. 5.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 N 8 (ред. от 18.03.2021) «О развитии цифровой экономики»). Такие соглашения резиденты ПВТ могут заключать с любыми работниками (включая директора).

Что обязуется работник по такому соглашению:

— не работать на конкурентов (по трудовым или гражданско-правовым договорам);

— не заниматься конкурирующей деятельностью самостоятельно (не быть ИП или самозанятым);

— не создавать конкурирующую организацию, не быть в конкурирующей организации директором или членом коллегиального органа управления (например, совета директоров).

Однако при заключении соглашения о неконкуренции нужно учитывать некоторые нюансы:

— максимальный срок действия такого соглашения: не более 1 года после прекращения трудовых отношений;

— компенсация работнику — минимум 1/3 его среднемесячного заработка за последний год работы. Выплачивается ежемесячно, пока действует соглашение.

— ограничения по условиям: должны быть четко указаны территория и конкретный вид деятельности, в котором запрещена конкуренция.

Размеры и виды ответственности за нарушения соглашения работник и наниматель самостоятельно определяют в соглашении. Это могут быть штрафы, неустойка, убытки или другие меры. В случае нарушения условий соглашения работником их можно будет взыскать через суд.

Директор ушел и увел клиентов. Что делать?

Если вы желаете обезопасить свой бизнес от потери клиентов в результате действий недобросовестного бывшего руководителя, это можно сделать несколькими способами:

— установить в отношении сведений о клиентах режим коммерческой тайны и заключить с директором обязательство о ее неразглашении;

— заключить с директором соглашение о неконкуренции (если вы резидент ПВТ).

В случае, если ваша компания не является резидентом ПВТ, то возможность заключения соглашения о неконкуренции с директором и его условия нужно рассматривать индивидуально в каждой ситуации.

←Как работает фабрика самых известных елочных игрушек Беларуси: «ГРАЙ»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика