История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

Источник материала: ProBusiness  
05.12.2025 07:00 — Разное

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

Можно ли вырастить бизнес из хобби? Если добавить к искренней любви большой коммерческий опыт, решиться на смелые эксперименты и не побояться ответственности перед крупными клиентами — можно. История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ» началась именно так. В разгар праздничного сезона о своем волшебном деле с серьезными цифрами рассказал «Про бизнес» основатель компании Андрей Бегун.

«По всем законам бизнеса нужно было бросать это дело»

— Журналисты часто спрашивают меня о новогодних воспоминаниях из детства. Конечно, мы с родителями ставили елку, готовили оливье, наливали шампанское в хрустальные бокалы. Ничего нестандартного — это традиции большинства советских в прошлом семей. Но вот позже, когда я повзрослел, у меня появилась другая традиция. Я стал много путешествовать и привозить новогодние игрушки из поездок по миру. В какой-то момент их стало достаточно много. И в разговоре с директором Национального исторического музея мы пришли к идее сделать выставку, — вспоминает Андрей.

Так в 2014 г. открылся выставочный проект «Музей елочных игрушек» с бесплатными экскурсиями раз в полчаса. В первый день пришли журналисты и всего 2 посетителя. Андрей уже успел подумать о провале, но наступила суббота — и на выставке оказалось несколько тысяч человек. Очередь за билетами стояла на улице. Чуть позже выставка дополнилась мастер-классами по росписи елочных игрушек и небольшим магазином на выходе из музея. Забегая вперед: это направление работает и сейчас, в сезоне 2025−2026 экспозиция открыта с 25 октября по 1 марта.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

— Люди начали спрашивать: «А где же белорусские елочные игрушки?» — и мне самому стало интересно дальше развиваться в этом направлении. На тот момент у меня уже был бизнес в сфере телекоммуникаций. Все просто, эффективно, прибыльно, но немного скучно, ведь продукта как такового мы не производили. Так я решил объединить свои знания о елочных игрушках и коммерческий опыт. Было важно не просто делать белорусские елочные игрушки, хотелось стать на один уровень с известными производителями и узнаваемыми брендами. К тому же я понимаю значимость таких вещей для детей, для семьи, для коннекта между поколениями. В общем, со временем предыдущий бизнес закрыл — и полностью погрузился в сферу изготовления и продажи новогодних игрушек.

В название бренда — «ГРАЙ» — заложили основную идею. Четыре буквы расшифровываются в фразу «Ганарыся Рэчамі АЙчыны!». Андрей решил не брать кредиты, вложил в дело собственные деньги. На развитие производства ушли годы, первые 5−6 лет и вовсе были убыточными, каждый валютный кризис откатывал показатели назад.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

— По всем законам бизнеса на 2−3 году нужно было бросать это дело. Но меня увлекли сама идея, возможность креативить, в какой-то мере включился внутренний стержень и сработало обыкновенное упрямство, поэтому мы продолжали набивать шишки.

Сложно оказалось найти технолога, художников, выйти на крупных оптовых покупателей. Бренд приходил в сети с шарами, а у них запрашивали гораздо более широкий ассортимент — и подвески, и фигурки Дедов Морозов. Благодаря огромному количеству экспериментов команда прокачала свою экспертизу.

— Из того, что сейчас приостановили: мы делали подсвечники, игрушки из дерева, из полистоуна — это искусственный камень. «По винтикам» разобрали фигурку советского Деда Мороза, а затем воссоздали ее в современном прочтении, с использованием льна и нанесением традиционного белорусского орнамента. Но это направление пришлось закрыть. Изделие требует около 20 технологических операций, при этом фигурку Деда Мороза, как правило, покупают одну и на всю жизнь.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

Еще одно экспериментальное направление — игрушки, сделанные по технологии «фьюзинга». Для их изготовления брали плоское цветное стекло, вырезали нужную фигурку, запекали в специальной печи при температуре около 1000 °C. Трудно было найти специалистов, способных справиться со сложным крафтовым трудом, еще тяжелее было закупить сырье, так как нужного стекла на территории СНГ не производят. И, вдобавок к этому, покупатели не поняли ценности игрушек — им было гораздо интереснее выбрать «снегиря» или классический шар, поэтому направление тоже приостановили.

— Годами труда мы заплатили за потрясающий опыт. Сейчас, например, мы расписываем шары по специальной технологии, которая не известна больше никому. И когда я начал говорить о ней на одной из профессиональных выставок в Китае, мне ответили, мол, это невозможно. А мы уже это делаем, — улыбается Андрей. — Когда-то мы в муках создавали новые мокапы — 3D-модели игрушек. Сейчас же мокап при помощи художника разрабатывает специальная программа. Технолог продумывает состав и последовательность работ, после чего производство запускается.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

«Все оборудование в сумме стоит, как коттедж в Минске»

Производственные помещения и офис компании занимают 1/10 бывшего Минского института типового проектирования напротив Комаровского рынка. Сотрудникам удобно добираться на работу в центр города, отсюда легко выстраивать логистику. Андрей говорит, что они могли бы арендовать и другие свободные площади в этом же здании, но их попросту нет. Именно поэтому в цеха идем через лабиринты коробок, в которых уже лежат тысячи готовых игрушек.

— Одно из наших направлений — игрушки из поликерамики, — проводит экскурсию по производству Андрей. — Мы сами придумали этот способ и до недавнего времени были единственными в мире, кто делает подобные вещи. Прототип игрушки лепится из пластилина. Затем он заливается специальным раствором, который приобретает нужную форму. Готовая форма помещается в машину. Мастер заливает в дозатор состав на основе гипсового сырья. Детали машины крутятся, поликерамика постепенно принимает нужные формы, при этом лишняя влага впитывается для лучшего высыхания. В итоге мастер достает игрушки, они полые, плотные, фактурные, в их рельефе видны тончайшие линии, можно даже сделать узнаваемое человеческое лицо. Изделия зачищаются, рихтуются, после чего окрашиваются и покрываются специальным составом. Если взять такую игрушку в руку, она будет казаться стеклянной — такой же легкой и звонкой.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

Следующий этап — нанесение цветовой базы игрушки с помощью аэрографа. После этого специалисты переходят к ручной росписи. В таком подходе одна из сложностей масштабирования бизнеса. «ГРАЙ» уже готовы увеличить объемы производства в 2−3 раза, так как спрос есть — не хватает лишь специалистов.

— Сейчас в нашей команде порядка 50 человек. Это отдел производства, несколько аэрографистов, художники, разнорабочие, сотрудники склада и офисный персонал. Мы сами растим специалистов. Работаем с учебными заведениями, которые готовят художников, приглашаем их на практику и предлагаем лучшим распределение. Среди наших сотрудников есть люди с инвалидностью. Им необходима работа, у нас есть позиции, где не нужны специальные знания и навыки, на наше производство легко добраться — все совпадает.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

Лишь на часть игрушек, где задуманы рисунки и надписи с очень тонкими штрихами, наносят специальные печатные рисунки. Для этого открыт еще один цех с огромными промышленными принтерами.

— Все оборудование в сумме стоит, как коттедж в Минске, — объясняет Андрей. — Скоро к работе подключится и специальный робот — мы заказали его в Китае. Он будет расписывать изделия, делать надписи, в общем, отвечать за идеально ровные линии на наших игрушках. Такой робот будет закрывать много корпоративных заказов. Он стоит порядка $ 10 тыс., в день способен раскрасить около 2 тыс. изделий. Игрушки будут чуть более бюджетными, но точно не из сегмента низких цен. Туда мы в целом не стремимся.

Напоследок Андрей показал отдел лакировки. Специалист работает со специальной машиной, которая наносит тонкий слой. Результат — блестящая новогодняя игрушка, готовая к продаже. Распределяют изделия по коробкам тоже вручную, есть как стандартная, так и подарочная упаковка.

Один из хитов продаж — игрушка в виде ретро-телевизора с изображением зайца из мультфильма «Ну, погоди!». Выглядит он реалистично, даже накрыт традиционной для советских времен кружевной салфеткой.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

С появлением этой игрушки связана целая история:

— Несколько лет назад мы начали делать «Щелкунчика». Если честно, я не думал, что права на этого персонажа кому-то принадлежат, ведь сказка-первоисточник датирована еще 19 в. Но в прошлом году нам пришла претензия от правообладателя на ₽ 4 млн. В итоге мы нашли компромисс, заплатили в три раза меньше. И решили подписать лицензионный договор, авансом заплатив роялти. Так у нас появились права на использование многих узнаваемых персонажей — постепенно затраты окупают себя.

Новинка практически сразу завоевала популярность:

— На наш телевизор обратил внимание один из минских блогеров, Илья «ЧТОПОЧЕМ». Он снял рилс с адресом, ценой. Ролик набрал больше миллиона просмотров — и стал самым охватным у блогера. Началось паломничество, — улыбается Андрей. — Чуть позже наши игрушки в минском ЦУМе снял Павел Крамарь (koko.by).

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

Накануне наступающего года Красной Огненной Лошади «ГРАЙ» выпускает разнообразные игрушки, так или иначе обыгрывающие символ. Так, например, придумали коня в пальто.

— В копытах он держит часы. Мы заметили: если к любой новогодней игрушке добавить часы и «подкрутить» стрелки на 23:55 — ее популярность сразу же увеличивается, — отмечает Андрей. — Мы следим за трендами, но все-таки стараемся делать только то, что откликается нашим собственным ценностям. Например, Лабубу решили не изготавливать — это просто не наша тема, хотя могли бы и хайпануть.

«Когда заказали 1000 игрушек в день, упаковывать их пошли всем офисом»

У бренда «ГРАЙ» нет фирменного магазина — товары сезонные, их можно было бы стабильно продавать круглый год лишь при условии огромного потока приезжих. Да и те не всегда выбирают игрушки в качестве сувениров.

— Даже в Будапеште, на главной туристической улице Ваци, круглогодичный магазин елочных игрушек закрылся. Я понял, что нам такой вариант не подойдет. Определенный опыт уже был — еще до пандемии мы открыли островок в Galleria Minsk, я планировал поддерживать его как флагманский. Но в 2020 г. туристов стало гораздо меньше. Мы продолжали платить огромные деньги за аренду, штраф за досрочное расторжение договора тоже был неподъемным. В какой-то момент арендодатель захотел еще сильнее поднять ставку — это и стало нашим законным поводом закрыть островок. К тому же к этому времени большое развитие получили маркетплейсы, мы переориентировались на них.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

В 2021 г. бренд вышел на Wildberries, потом на OZON. Нашли менеджера по маркетплейсам. Учились прямо в процессе.

— Конечно, изначально было по 100 заказов в день. Цифра росла постепенно: 200, 300, 500. Помню, когда заказали 1000 игрушек в день, упаковывать их пошли всем офисом. Рейтинг наших игрушек — 4,8−5, возврат — всего 5%. И несмотря на все время меняющиеся алгоритмы, растущую комиссию, именно с выходом на маркетплейсы мы стали доступны покупателям из любых точек ЕАЭС и почувствовали себя уверенно. С того момента начался ежегодный рост. Вырученные деньги реинвестируем в бизнес — в материалы, станки, упаковку — и увеличиваем план производства каждый сезон.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»


История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

«ГРАЙ» продает игрушки через белорусские торговые сети, работает на экспорт, в том числе в Россию, Узбекистан, страны Западной Европы. Сотрудничает с корпоративными клиентами, делает праздничный мерч. Например, для «Беларуськалия» изготавливали игрушку-кротика, для «Динамо» — хоккейный шлем в фирменной цветовой гамме. Поступают заказы для Кремля и российской Госдумы, уже пару лет — для московского ГУМа, причем представители универмага сами нашли сайт компании в интернете и обратились напрямую к Андрею. В этом сезоне ГУМ заказал игрушки в виде самого здания, а также знаменитый пломбир в стаканчике из поликерамики.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

— Для нашего бренда это сравнимо с выступлением на Олимпиаде для спортсменов. Важно и для меня лично, ведь мои детские годы пришлись на советскую эпоху — и Новый год по-прежнему ассоциируется с курантами и Красной площадью. Кстати, в этом году наши игрушки будут представлены еще и на ВДНХ. Мы даем российскому рынку белорусское качество, которое само по себе является брендом.

Часть оптовых партнеров выкупает игрушки у «ГРАЙ» и перепродает их, часть — берет на реализацию с постоплатой. Наценка остается на усмотрение партнера, в зависимости от точки реализации она может составлять как 90%, так и 800% от закупочной стоимости. На маркетплейсах, например, елочные шары «ГРАЙ» стоят по 50−60 BYN, знаменитый телевизор — около 110 BYN.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

«Недавно в медиа распространилась новость якобы о банкротстве компании. Обанкротилось другое производство елочных игрушек, а репутационные издержки легли на „ГРАЙ“»

Команда бренда «ГРАЙ» весь год работает по стандартному графику. Есть и предварительные заказы, и определенные планы, которые воплощаются постепенно.

— В сезон мы, конечно, трудимся на разрыв. Уже сейчас нам звонят с просьбами о догрузках. В январе стандартно уходим на каникулы, но, например, в прошлом году мне звонили и 3, и 4 января, просили доставить еще несколько партий. Уже с весны начинаются отгрузки оптовым покупателям. Так, в 2025 г. первая партия поехала в Германию уже в марте. Наш любимый клиент — тот запасливый человек, который покупает игрушки летом. В несезон на маркетплейсах у нас делают в среднем по 100 заказов в день. К сожалению, даже крупные корпоративные клиенты, наши «постоянники», не готовы планировать закупки весной и летом, хотя в этот период мы могли бы уделить им максимум внимания.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

Несколько лет назад бизнес диверсифицировали. На производстве начали выпускать пазлы для детей — это товары, которые хорошо продаются в любой сезон.

Недавно в медиа распространилась новость якобы о банкротстве компании. Информация моментально дошла до основателя — как оказалось, те, кто первыми обнародовали данные, перепутали название бренда и название юридического лица. Обанкротилось другое производство елочных игрушек, а репутационные издержки легли на «ГРАЙ».

— Конечно, со мной связались друзья, желавшие поддержать. Но звонили и представители московского ГУМа с вопросом: «Будет ли поставка?» — пришлось написать много писем и провести масштабную рекламную кампанию в медиаполе, чтобы отработать негатив.

Бренд ведет социальные сети, работает с базой лояльной аудитории из 10 тысяч пользователей. Покупатели задают вопросы, интересуются новинками — они вовлечены и помогают производителю развиваться:

— Это дает нам дополнительную мотивацию. Подписчики искренне говорят и о плюсах, и о минусах, а мы обрабатываем обратную связь и становимся лучше.

История фабрики елочных игрушек «ГРАЙ»

←Город спит - просыпается Гэтсби. Новогодняя вечеринка с резидентами Клуба Про бизнес, 17 декабря

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика