Экономика впечатлений: почему клиенты больше не покупают товары и услуги

Источник материала: ProBusiness  
27.06.2025 07:00 — Разное
Экономика впечатлений: почему клиенты больше не покупают товары и услуги
Фото использовано в качестве иллюстрации.

Сегодня бизнесу уже недостаточно просто предлагать качественные товары или услуги. Клиенты хотят большего — эмоций, вовлечения, запоминающегося опыта. Экономика впечатлений — это новая реальность, в которой компании конкурируют не за продукт, а за внимание и время потребителя. Антонина Пальчик, соосновательница компании по развитию бизнес-компетенций DO MY и кофеобжарочной компании SORSO, рассказала на встрече Клуба Про бизнес, как сейчас стоит бороться за внимание клиента.

Генеральный партнер Клуба Про бизнес — Группа компаний «ФИНТЕХИНВЕСТ»
Технологический партнер Клуба Про бизнес — МТС


Экономика впечатлений: почему клиенты больше не покупают товары и услуги
Антонина Пальчик
Соосновательница компании по развитию бизнес-компетенций DO MY и кофеобжарочной компании SORSO

«Удовлетворение не показатель успеха, это норма. Нельзя ниже этого порога жить и работать»

— Почему экономика впечатлений — это новая нефть? Раньше компании боролись за качество и цену, но сегодня этого мало. Клиенты устали от однообразия и хотят уникальных переживаний. Удовлетворение не показатель успеха, это норма. В ресторанной индустрии «вкусно», «чисто» — это база. Нельзя ниже этого порога жить и работать, потому что есть высокая конкуренция. Обилие предложений на рынке не позволяет опускаться ниже базы, а это — просто хороший сервис, хороший продукт, армия удовлетворенных клиентов. Если вы сегодня хотите перейти на следующий уровень, выделиться, завоевать внимание потенциального клиента, просто плодить удовлетворенность недостаточно.

Экономика впечатлений: почему клиенты больше не покупают товары и услуги
Скриншот презентации А. Пальчик

Выигрывает тот, кто может превратить каждый час клиента в событие. Что мы получаем с вами? Внимание и время — это главная цена, которую платит клиент. Мы больше не продаем просто товары и услуги, мы создаем опыт.

Товар можно купить, услугу, но впечатление — нет. Его невозможно доставить. Оно рождается в тот момент, когда ваш проект взаимодействует с клиентом, с гостем. Если нет контакта, впечатление невозможно создать. Опыт невозможно применить. Опыт — это сценарий, а не случай. И вот как общество от банальной покупки товара пришло к получению опыта во время продажи.

Эволюция экономик на примере кофе и выпечки:

1. Экономика сырья — продажа ресурсов (зерно, кофе в зернах).

2. Экономика товаров — переработка сырья в продукты (мука, обжаренный кофе).

3. Экономика услуг — предложение готовых решений (кофе на вынос, доставка тортов).

4. Экономика впечатлений — создание эмоций (атмосферная кофейня, где важен не напиток, а весь опыт).

Клиенты готовы платить не за продукт, а за ощущения, которые он дает.

Экономика впечатлений: почему клиенты больше не покупают товары и услуги
Скриншот презентации А. Пальчик

Чтобы создать запоминающийся опыт, бизнес может комбинировать четыре типа впечатлений:

1. Развлечение — пассивное поглощение контента (шоу, ивенты, вирусные ролики).

Пример: Coca-Cola с ее масштабными мероприятиями.

2. Эстетика — погружение в продуманную среду (дизайн, звук, тактильные ощущения).

Пример: Концепт-сторы Apple, которые проектируются как музеи.

3. Эскапизм — погружение в альтернативную реальность (VR-туры, тематические парки).

Пример: Disneyland, где гости полностью отрываются от обыденности.

4. Обучение — вовлечение через знания (мастер-классы, воркшопы).

Пример: мастер-классы в проекте «Сыроварня» Аркадия Новикова.

Идеальный кейс: Starbucks Roastery, где сочетаются все четыре типа — обжарка кофе как шоу, обучающие сессии, эстетика пространства и полное погружение в бренд. Внимание и время — новая валюта бизнеса.

Экономика впечатлений: почему клиенты больше не покупают товары и услуги
Скриншот презентации А. Пальчик

Почему реклама больше не работает?

— Баннерная слепота — люди бессознательно игнорируют рекламу.

— Перенасыщение — клиенты устали от навязчивых предложений.

Решение:

— Вместо требования внимания — привлечение через вовлечение.

— Вместо долгого взаимодействия — насыщенное и ценное время.

Пример:

— Фитнес-клуб, где тренировка — это не просто занятие, а персонализированный опыт (музыка под настроение, зона восстановления).

Массовая персонализация: как сделать клиента героем

Удовлетворенность — это база, но не преимущество. Чтобы выделиться, нужна персонализация. Сегодня нельзя продавать всем и все. Невозможно оказывать услуги для людей, не понимая, кто они, зачем они к вам пришли. При этом никому не интересно работать с малым количеством потребителей. Что мы хотим для своей компании? Увеличение числа клиентов. Чтобы клиенты выбрали нас, возвращались к нам.

На самом деле массовая персонализация означает, что уникальность возможна для каждого. Персональный подход возможен в масштабе. И не в последнюю очередь благодаря современным технологиям. E-commerce в этом отлично преуспел — как пример.

Экономика впечатлений: почему клиенты больше не покупают товары и услуги
Скриншот презентации А. Пальчик

Персонализация — это чувство клиента, что его поняли. Персонализация — это когда человек четко понимает, что придя в какое-то место, он получает ровно то, что нужно ему. Если клиент чувствует, что о нем подумали, он это запоминает.

Как это работает

  • По выбору клиента — Nike ID, где покупатель сам создает дизайн кроссовок.
  • Через поведение — алгоритмы Netflix, которые подбирают контент под вкус.
  • Через сценарий — отель (Alibaba's FlyZoo Hotel), который приветствует гостя по имени на экране в номере.

Выводы: как внедрить экономику впечатлений в бизнес

1. Перестаньте продавать товары/услуги — начните создавать эмоции.

2. Продумайте каждый этап взаимодействия — от первого касания до прощания.

3. Комбинируйте 4 типа впечатлений — развлечение, эстетика, эскапизм, обучение.

4. Персонализируйте опыт — клиент должен чувствовать, что все создано для него.

←Вся надежда на торговлю продуктами питания? Несмотря на рост экспорта в Россию, внешнеторговый дефицит по товарам в Беларуси продолжает расти

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика