«Нельзя просто взять и передумать». Почему бизнес совершает ошибки в коллаборациях и как их проводить, чтобы достигать целей
Коллаборации становятся все более популярным инструментом маркетинга, так как позволяют объединить усилия, ресурсы и знания различных участников рынка для достижения общих целей. В условиях быстро меняющегося рынка и растущей конкуренции коллаборации становятся ключевым инструментом для инноваций и устойчивого развития. На неделе женского предпринимательства под эгидой Белинвестбанка учредитель Brands.Fashion.Business, эксперт в стратегическом маркетинге и управлении Ирина Николаева рассказала о том, почему коллаборации так эффективны и полезны, какие преимущества они приносят и как могут способствовать успеху в различных сферах бизнеса.
Генеральный партнер — Белинвестбанк
Партнер по автоматизации бизнеса — Битрикс24
Партнеры:
туристическая компания ВОКРУГ СВЕТА
Lactoflorene
Freedom
VPLAB
Зачем нужны коллаборации?
— Коллаборация — это временное взаимовыгодное сотрудничество двух и более людей или организаций для создания уникальных продуктов с непосредственным участием всех задействованных и использованием их компетенций и ресурсов. Они нужны для того, чтобы сбывались мечты, потому что коллаборации стирают границы отраслей и позволяют выходить за рамки, мечтать, креативить, то есть делать то, чего обычно в рутинном бизнесе, в каждодневных моментах очень не хватает.
Отличительные черты коллабораций:
- Совместная работа: участники объединяют усилия и ресурсы, работает каждая сторона.
- Это не постоянное сотрудничество, а временное.
- Происходит обмен знаниями, обучение, получение нового опыта и приобретение компетенций.
- Все участники получают выгоду/прибыль.
- Схожие ценности участников.
- Интерес к аудитории друг друга.
Задачи, которые решает коллаборации:
- новая аудитория;
- рассказ о новом продукте;
- получение допольнительных ресурсов (профильные или недостающие);
- новые каналы сбыта;
- сокращение затрат;
- новые возможности для развития;
- новый опыт и знания;
- креативный взгляд на решение задачи;
- увеличение прибыли;
- повышение интереса к персоне или бренду;
- рост популярности;
- повышение доверия;
- рост лояльности;
- создание новых или редизайн старых продуктов.
Как организовать коллаборацию
Коллаборация как самоцель — это провал и сразу неудачный опыт. Допустим, у вас родилась идея и вы хотите создать новый продукт или сделать апдейт своей услуги. В любом случае, создавая коллаборацию, самая правильная история — это крутая креативная идея. Потом с этой идеей вы идете к партнеру. Крайне важно найти партнера со схожими ценностями, который соответствует вашим ожиданиям. Затем необходимо перейти от идеи к плану и действию, запустить продукт, услугу, т.е. ту самую коллаборацию. Правильно рассказать, целевой аудитории, либо двум-трем целевым аудиториям, если они у вас не совпадают и вы хотите поработать с аудиторией друг друга, о том, что вы хотели реализовать в этой коллаборации. Я считаю, что презентация коллаборации — это отдельный и очень важный момент, потому что очевидные и понятные для организаторов вещи не являются таковыми для других.


Главный шаги при создании коллаборации — определение целей. Вы должны понять, чего хотите:
- Поработать с имиджем?
- Увеличить клиентскую базу?
- Нарастить продажи?
- Вывести новый продукт, но нужны опыт и технологии в новой области?
- Выйти на новый рынок?
- Сэкономить рекламный бюджет?
- Выделиться среди конкурентов?
- Создать дополнительную ценность для бренда?
Определение ЦА:
- Ваши настоящие клиенты.
- Новая ЦА.
- ЦА продукта коллаборации.
- Пересечение — чьи клиенты?
- Партнер — его настоящие клиенты = ваша ЦА.
- Что общего?
- Кто потратит деньги на ваш товар и будет в нем заинтересован?
Определение формата сотрудничества:
- создание совместного продукта,
- создание совместного контента,
- проведение конкурса/розыгрыша.
Результат должен понравиться вашим аудиториям, вызывать желание обладать им. Коллаборация должна дополнять ваши сильные стороны.
Выбор партнера — что важно?
- Схожие ценности.
- Пересечение аудиторий (пусть по 1 признаку).
- Горящие глаза.
- Понимание рисков.
- Репутация.
Формулируем предложение — что говорим?
- Ваши цели, ваша ЦА.
- Цели партнера, ЦА партнера (на ваш взгляд).
- Варианты продукта.
- Что будете делать вы?
- Чего ждете от партнера?
- Что получите в итоге вы?
- Что получит в итоге партнер?
Как нужно договариваться о коллаборации?
Всегда стоит очень четко проговаривать все юридические вопросы, тонкости и фиксировать их на бумаге: две компании, два товарных знака, а то и несколько товарных знаков. Возможно, это будет франшиза. Далее нужно зафиксировать, как вы используете товарные знаки, упоминания друг друга, на каких условиях, кому принадлежат идея, авторские и имущественные права, как вы будете делить прибыль и убытки. А что если в результате вашей коллаборации получится такой крутой продукт, что нужно будет его патентовать? Может быть, это новое бизнес-направление, и тогда кто будет его вести, кому оно будет принадлежать? На все эти вопросы нужно отвечать на этапе обсуждения идеи. Никогда не должно быть «потом решим». Вы потом ничего не решите. А вот то, что случатся конфликты и последующие «разборки», вполне вероятно.
Шаги для эффективной коллаборации:
- Фиксация факта поступления предложения и идеи.
- Совместная доработка идеи и разработка стратегии.
- Формирование команды.
- Составление плана работы: определение сроков, распределение ролей, ответственности, бюджетов.
- Указание всех юридических нюансов: предмет коллаборации, права на продукт, разрешения на использование, распределение прибыли и т.д.
- Разработка плана продвижения.
Совместная доработка идеи и разработка стратегии — прописываем и согласовываем:
- особенности производства продукта с каждой стороны, риски и нюансы,
- идеи с каждой из сторон,
- планы и бюджеты,
- возможности и козыри.
Формирование команды — обозначаем главные пунткты:
- работы,
- роли,
- ответственность,
- бюджеты.
План работы — прописываем «на берегу»:
- график производства продукта,
- ответственные за производство,
- сроки производства,
- критерии качества,
- график вывода продукта на рынок,
- план маркетинговых мероприятий,
- критерии для изменения хода работ.
Это позволит сразу увидеть сроки, зоны ответственности и всю команду.
Разрабатываем план продвижения:
- позиционирование,
- каналы продвижения,
- медиа-план,
- контрольные точки и плановые показатели,
- корректировки.
Запуск продукта и его продвижение:
- анонсирование,
- презентация,
- старт продаж/запуск,
- каналы продвижения,
- анализ эффективности и корректировка плана.
Анализируем результаты
Каждый выставляет в разных проектах свои KPI. Здесь очень сложно выделить универсальные показатели эффективности, потому что коллаборации изначально могут быть в очень разных формах. Но, в любом случае, необходиом оцифровать показатели. Для того, чтобы эти цифры вам дали какую-то информацию, у вас и до этого должна быть аналитика.
Что можно посчитать как итог коллаборации:
- количество репостов в соцсетях,
- количество упоминаний в СМИ,
- количество новых подписчиков,
- количество брендовых запросов, отраженных в сервисе «Яндекс Wordstat»,
- число подписок на рассылку,
- объем продаж,
- прирост трафика,
- увеличение количества лидов.
Как нельзя организовывать коллаборации?
Хотелось бы даже, наверное, запретить продвижения компаний, которые не несут в себе разумное, доброе, вечное. Например, компании, которые пропагандируют в любом формате насилие, причинение людям вреда. Они не могут коллаборироваться, например, с плюшевыми мишками, и говорить о том, что они мягкие и пушистые, т.е. транслировать те ценности, которые им не свойственны. Не нужно начинать сотрудничество и в том случае, если коллаборация навязывается, если в компании нет желания в сил ее организовывать. В таком случае вряд ли результат будет удовлетворительным.
Всегда нужно помнить, что нельзя:
- пытаться паразитировать и выехать за счет другого;
- пытаться сэкономить и иметь это как единственную цель;
- нарушать договоренности, делать несогласованные вещи;
- просто передумать в процессе.;
- лениться и делать свою часть работы плохо, срывать сроки;
- тянуть одеяло на себя.
Риски, с которыми можно столкнуться:
- изменения рыночных условий,
- репутационные риски,
- правовые и финансовые риски,
- несовпадение ценностей,
- потеря аутентичности,
- сложность управления.
Так что делать, если есть сомнения?
- Если горите идеей — делайте.
- Выбирайте правильного партнера.
- Умейте слушать и слышать других.
- Не идите на компромиссы с совестью и с качеством.
- Если не получилось с первого раза — не сдавайтесь.