«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса

Источник материала: ProBusiness  
22.11.2023 11:40 — Разное
«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса
Денис Васильев, директор RESIF

Российская политика импортозамещения стала серьезным драйвером роста для многих белорусских компаний технологического сектора. В попытке заполнить возникшие пробелы предприятия машиностроения существенно нарастили объемы производства, что особенно заметно на примере увеличения спроса на услуги металлообработки.

О том, что происходит на рынке и какие продукты особенно востребованы, узнали в компании RESIF, которая специализируется на производстве высокоточных мелкосерийных изделий из металла и пластика. Как предприятие справляется со взрывным спросом, где востребованы его продукты и в чем секрет их успеха — об этом в нашем материале.

— Ситуация в машиностроении, в частности — в приборостроении, — уникальная. Я в бизнесе с 1992 года, и такой продолжительный и взрывной рост рынка, причем сразу во многих отраслях, наблюдаю всего второй или третий раз, если считать 90-е годы за два взлета: трансформацию экономики и формирование рынков в первой половине 90-х и потом бум локализации после кризиса 1998 года. Причем ведь сейчас не только машиностроение на подъеме, но и пищевая отрасль, деревообработка и некоторые другие сферы белорусского бизнеса. А другие, традиционные, локомотивы — наоборот, испытывают сложности. Не скажу, что я рад всем сопутствующим обстоятельствам этого подъема. Но факт, что RESIF растет на 30−40% уже три года подряд, не может не впечатлять. И при этом мы все еще не можем полностью удовлетворить спрос.

— Но ведь не будь вынужденного импортозамещения не было бы и такого роста вашей компании и отрасли в целом?

— Да, это так. Росли бы, я думаю, не менее 10−15% в год. Ведь мы в любом случае весьма конкурентоспособная фирма. И если бы у меня спросили, я бы предпочел более экологичный и эволюционный рост для предприятия, а не этот немыслимый скачок в 2,5 раза за три года. Но меня не спросили. И теперь приходится бежать изо всех сил — благо, к началу 2021 года мы оказались в высокой степени готовности к росту. На низком старте, так сказать. Потому что уже тогда мы придерживались стратегии роста и дифференциации (лидерства по качеству услуг).

«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса

С другой стороны, такой рост для компании обусловил рост доходов персонала за три года в 2,3 раза — это, конечно, греет душу предпринимателя. Как и рост инвестиций почти на порядок. Учредители тоже не в обиде…

«Сфера применения наших изделий — от известных на весь мир самолетов и поездов до фотоаппаратов»

Многие из наших нынешних заказчиков работают в индустрии оптического приборостроения. Также обращаются и компании-производители медицинского оборудования, создатели робототехники, предприятия пищевой промышленности, в последнее время — микроэлектроники и вакуумной техники.

Долгое время мы работали для авиационно-космических компаний, потому что наш учредитель находился в Тулузе — на родине самолетов Airbus. Мы были поставщиками деталей Airbus — сейчас даже храним плакат с самолетом А380, в котором отмечены «наши» детали. Но в 2011 году наша компания поменяла учредителей, стала чисто белорусской — и французы «увезли» свои связи. C’est la vie!

«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса
Деталь для самолетов Airbus

Тем не менее, роль французских учредителей в 1993-2010 годах была очень важной, определяющей в развитии и формировании ценностей нашей компании. Особенность мировоззрения RESIF в том, что нам все время хочется делать что-то новое. И чем сложнее, тем лучше. Ведь когда есть вызов, работа становится куда интереснее. И дороже.

Сейчас мы не просто делаем механические детали по чертежам заказчиков. Мы стараемся вникнуть в суть их использования, понять назначение прибора и дать рекомендации по оптимальному изготовлению. Иногда это упрощение, иногда — замена материала на более релевантный, иногда — даже изменение конструкции. Дело в том, что наш опыт — это более 37 000 различных видов деталей, произведенных за время ведения базы данных с 2001 года. Детали из почти всех видов металла, конструкционных пластмасс, иногда совсем экзотических материалов. В каждый момент времени в работе одновременно 100−300 наименований деталей на разной стадии обработки. Заготовки, черновая обработка, термическая, чистовая токарная, фрезерная и прочая механообработка… Финишные и слесарные операции, собственный гальванический участок, гравировка, покраска, сварка… Некоторые виды работ предпочитаем отдавать сторонним исполнителям, а иногда, чтобы помочь клиенту, даже неспецифичные для нас детали берем под свою ответственность и контроль качества, например, листообработку (это другая часть «экосистемы» металлообработки, смежная с механообработкой).

«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса

— Что такое термическая обработка? Гальваника? Финишные операции?

— Термообработка — это, метафорически, как сушка для дерева. Дело в том, что металл по мере снятия с него стружки начинает «вести». В листе или в круге — заготовке будущей детали — тоже есть «волокна», направление кристаллизации. И после черновой обработки, а иногда и несколько раз в процессе производства, нужно выполнить различные операции в термопечах. Это позволяет в итоге получить деталь с размерной точностью до 5−10 микрон, достичь заданных параметров твердости и обеспечить стабильность деталей в процессе дальнейшей эксплуатации. Этому же помогают гальванические покрытия (анодирование из школьного курса физики): на стали или алюминии появляется тонкая пленка оксида или иного элемента с определенными параметрами, улучшающая стойкость материала к внешней среде. А финишные операции — это галтовка и, отчасти, слесарные работы, которые делают поверхность детали однородной, скругляют грани, сбивают окалину — все это, как минимум, делает детали эстетичными, но важнее — готовит их к нанесению покрытий (гальванических или лакокрасочных). «Наши» детали я почти всегда узнаю на полке у клиента: они не только точные, но и красивые.

«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса

— Кто, кроме Airbus, был или есть в числе ваших клиентов?

— Одним из примеров сотрудничества, которым мы особенно гордимся, можно назвать наши отношения с одним из подразделений Siemens — производителем электродвигателей мирового масштаба. Несколько лет вплоть до февраля 2022 мы были одним из основных поставщиков деталей для их российского подразделения в Санкт-Петербурге, где делали электродвигатели для «Ласточек», которые ходят, в том числе, между Минском и Москвой. Со слов представителей Siemens, наша компания была номером один в списке поставщиков. Наш рейтинг составлял 84 из 100 возможных, наивысший среди поставщиков из СНГ. Это огромный повод для гордости.

Также мы сотрудничали с российским производителем знаменитых фотоаппаратов «Зенит», делали для них корпуса экспериментальных фотообъективов.

Был среди наших клиентов немецкий производитель роботов для коммунальных сетей (инспекция и очистка труб), производитель подводных роботов из Франции, разработчик и производитель принтеров для пластиковых карт из Италии… К сожалению, сейчас сотрудничество с клиентами из ЕС приостановлено. Но мы надеемся когда-то вернуться на этот высококонкурентный и интересный рынок.

«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса
Деталь для подводных роботов

Всего же сейчас у нас около 110 клиентов, но более 95% объема выручки генерируют первые 20. С некоторыми из компаний мы сотрудничаем уже более 15 лет.

«Материалы составляют лишь 10% от цены, остальное — работа высококвалифицированных специалистов»

Сегодня рынок металлообработки переживает бум спроса. На это влияет много факторов: восстановление экономики после Covid-19, нарушение логистических цепочек, удорожание китайской (немассовой) продукции и производственная изоляция рынка России. Безусловно, именно российский курс на импортозамещение стал дополнительным драйвером рынка со второй половины 2022 года. Многие наши клиенты стремятся заполнить возникшие пробелы и обращаются к нам с возросшими объемами заказов. Например, наш клиент, который занимается изготовлением приборов для анализа состава нефтепродуктов, вырос по объемам в 4 раза.

В этих условиях растут не только физические объемы, но и цены. Примерно треть нашего прироста в 2021-2023 гг. обеспечивается повышением цен. Да, мы дорогая компания, но мы знаем почему и гордимся этим. И все же бóльшая доля прироста RESIF — рост физического объема. В прошлом году мы отгрузили клиентам около 260 000 штук деталей, это более 2000 уникальных (неповторяющихся) видов/наименований.

«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса

— Какие материалы используются? Сложно ли с поставкой, особенно сейчас?

— Больше всего у нас алюминия. Иногда он российский, нередко европейский, в последнее время ежеквартально закупаем фуру материала прямо в Китае (именно Китай производит более половины всего алюминия в мире и вполне хорошего качества). По деньгам на втором месте нержавейка разных сортов, на третьем — титан. А по массе на втором сталь. Еще работаем с бронзой, латунью, медью, пластиками…

Кстати, более 70% материала у нас уходит в стружку. То есть усредненная деталь для заказчика в конечном виде — менее 30% от массы изначальной заготовки. И, в свою очередь, детали той точности и серийности, которые делает RESIF, лишь на 10−20% своей стоимости состоят из цены металла. Остальное — технология (то есть мозги), руки, станки, инструмент… Так что мы себя считаем высокотехнологичной компанией, хоть и не относимся к IT.

Сложности с поставкой? Не хочу комментировать, все мы в похожем положении сейчас. Некоторые запчасти для станков чуть ли не в кармане приходится привозить по дороге из отпуска. Как личный вклад в дело предприятия.

— Очевидна большая зависимость от профессионализма людей, от команды?

— Люди — это главная ценность компании. Уж простите за банальность. Мы стараемся сделать так, чтобы RESIF был для персонала работой мечты. И это не только интересная работа, хороший коллектив, перспективы развития — но и размер оплаты, естественно. У нас есть сбалансированная система премирования, которая мотивирует людей (каждого на своем месте) на результат. Средняя премия составляет 40−50% от оклада для рабочих специальностей, около 50% для ИТР. У топ-менеджеров, от которых зависит больше всего, доходит до 100% и даже выше. В хорошие годы, конечно.

«Такое на рынке случается не каждое десятилетие». Как белорусское предприятие по металлообработке переживает бум спроса

И да, у нас те же сложности, что у всех. С учетом демографии, миграции, конкуренции работодателей и других факторов очень трудно находить профессионалов в команду. И даже несмотря на то, что доход сотрудников RESIF выше среднего по городу в отрасли, найти специалистов, особенно рабочих специальностей, очень сложно.

—  Что дальше?

— Мы намерены продолжать расти, хотя и не такими темпами, как в последние 2 года. Для этого бо́льшую часть прибыли уже сейчас направляем на инвестиции, используем и кредитные механизмы. Цель — закупить до 2025 года включительно более 30 новых единиц оборудования, чтобы по итогу гонки, в которую включились поневоле, практически полностью оснастить компанию парком новых высокоэффективных станков. Это позволит нам стать лидерами белорусской металлообработки, одним из лучших предприятий ЕАЭС в своем сегменте, быть конкурентоспособными среди компаний ЕС, когда придет время выйти на их рынки. А значит, мы сможем обеспечивать рабочие места, налоги, производить инновации и тому подобное. Мы хотим стать лучшим независимым механообработчиком Беларуси.

— Что значит «независимым»?

— Это значит, что мы работаем на открытом рынке, не аффилированы ни с кем из приборостроителей и не имеем своего конечного продукта. Наш продукт — собственно услуга по механообработке и сопутствующие сервисы. Мы работаем со всеми, и все клиенты равны для нас: крупное предприятие полного цикла или малый инновационный бизнес с коллективом в десять человек. Мы всем обеспечим необходимое (высокое) качество и сервис. Пусть и загружены на 120%, а производственный план на 2024 год уже сформирован более, чем на ¾.

Не подумайте, что мы пребываем в эйфории. Может быть, только самую малость. Мы думаем и про «план Б», готовимся к различным вариантам развития событий. Считаем, что сильная компания будет жить и развиваться в любых обстоятельствах. Уж сколько сюрпризов нам подкинуло третье десятилетие XXI века… Полагаю, они будут еще. И надеюсь, что со знаком «плюс».

←Сервисный центр по обслуживанию белорусской техники появится в Краснодаре

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика