Как мотивировать сотрудников, когда денег нет. Реальный кейс от бизнесмена
Замкнутый круг: у сотрудников нет мотивации, они работают неэффективно и не дают результат. Кажется, что повышение зарплаты поможет поднять их боевой дух, но, если у команды нет результатов, то у компании нет денег. Тем более, что денежная мотивация помогает только на коротких дистанциях. Основатель консалтинговой компании Visotsky Consulting Александр Высоцкий поделился с «Про бизнес» пошаговым планом, который поможет мотивировать сотрудников, даже если компания переживает нелёгкие времена.
Виды мотивации
— Я определил для себя два вида мотивации — высокую и низкую. И умелый руководитель умеет поднимать сотрудников по этой шкале.
Сначала человек приходит к вам, потому что ему нужны деньги, он согласен на любую работу. Пока он на низком уровне мотивации. Он профессионал, поэтому первоклассно справляется со своими обязанностями, но пока не особенно горя целями компании. Тем не менее, его уровень мотивации повышается. Узнавая о продукте и стратегии больше, он меняет свою точку зрения. Понимает, что хочет делать всё для развития бизнеса, счастья клиентов, и просто гордится своей работой.
Зачем прокачивать мотивацию
Сотрудники с высоким уровнем мотивации могут решить любую проблему, подходя к этому творчески. Если уровень мотивации низкий, человек мыслит категорией «А что мне за это будет?». Он вряд ли согласится ездить в офис на другой конец города, даже ради масштабных целей. Мне тяжело работать с теми, кого интересуют только деньги и личная выгода.
Конечно, неправильно, если сотрудник думает только о «высоком», полностью игнорируя аспект зарплаты и условий работы. Именно поэтому важны обе составляющие.
Почему нужно общаться
Когда моя компания подросла, я обратил внимание на такой момент. Была группа людей, которые работали практически с самого начала, близко со мной общались. Даже если у них в чем-то не хватало компетенций, они быстро обучались — из-за высокой мотивации. А среди людей, которые пришли в компанию уже после расширения, был маленький процент с высокой мотивацией.
Я понял причину: со «старичками» я много времени общался напрямую, мозгоштурмил, постоянно рассказывал о целях и планах. Поэтому выращивание мотивации — это одна из обязанностей руководителя.
Что делать во время кризиса
Во время кризиса все мешает вам прокачивать мотивацию: плохие новости, эмоциональная нестабильность, проблемы. Да и сами руководители — не роботы, которые постоянно настроены на позитив. Но, несмотря ни на что, им нужно поднимать боевой дух команды.
Вот план того, как мы стабилизировали и поднимали мотивацию нашей команды в кризис. Но первое условие — самому начальнику нужно перевести фокус на работу, отбросив внешние факторы.
Шаг 1. Идеология компании
В моей компании определены цели и миссия, поэтому нам нужно было лишь напомнить о ней сотрудникам. Но если вы пока не определили, куда идёте, чего хотите достичь и как повлиять на мир, — сделайте это.
Документ с целями и замыслами компании я впервые создал и презентовал в декабре 2008 года — 14 лет назад. И он оставался неизменным. Но из-за текущих событий в мире мы поменяли глобальную стратегию, а потому впервые с 2008 года обновили наши цели и замыслы. Мы попросили всех сотрудников ознакомиться с новой стратегией, а служба персонала это проконтролировала. Некоторые сотрудники решили покинуть компанию, так как больше не согласны с её целями и замыслами — считаю, что это нормально и правильно.
Шаг 2. Что вам мешает и как это преодолеть
На пути реализации вашей цели есть барьеры: не только кризис, но и конкуренция. Вы должны это осознавать, чтобы парировать возражения сотрудников при прокачке мотивации. Когда вы будете продвигать им цели, они наверняка вспомнят о барьерах. Если составите план, то всё пройдёт успешно.
Обратите внимание: барьеры могут меняться, ведь в кризис многое идёт не по плану.
Мы составили список всех проектов, которые идут в вашем бизнесе. Даже если некоторые из них тянулись уже долго и мы не направляли на них должное внимание. Добавили также все идеи по совершенствованию продуктов, расширению линейки. От всего неактуального отказались, а по некоторым позициям — ускорили работу. В итоге мы смогли поднять продажи.
Сейчас мы изменили условия покупки и можем предоставлять наш продукт клиентам, которые раньше не были нацелены на наши услуги.
Это отразилось на уровне мотивации отдела продаж — получая победы, они хотят работать еще больше. Также мы делимся хорошими новостями по продажам в корпоративном чате компании. И когда другие сотрудники видят, что продажи и доход растут, это их мотивирует.
Шаг 3. Поговорите с сотрудниками
Выступите на общем собрании персонала: расскажите или напомните сотрудникам о ваших планах на будущее, о вызовах и как вы будете с ними справляться. Ответьте на вопросы вашей команды.
Так как у меня большая компания и много подразделений, то я записал для всех сотрудников несколько видеообращений. Кроме того, я презентовал стратегию топ-менеджерам подразделений, чтобы они могли ответить на все вопросы сотрудников.
Шаг 4. Напоминайте о целях
Поговорить с командой один раз недостаточно. Находясь в рутине, сотрудники сбиваются с приоритетов: во время кризиса поражения случаются гораздо чаще побед. Постоянно общайтесь с сотрудниками и нацеливайте их.
Я давно уже не занимаю должность директора в своих подразделениях, напрямую общаюсь только с топами. Потому минимум раз в 3 месяца провожу вебинар для всех сотрудников сети. Там я рассказываю о целях компании, что сделано со времени последней встречи, куда мы идём и что будем делать в ближайшее время. Регулярно прокачивают мотивацию сотрудников директора на общем собрании персонала.
Вывод
Цель моей компании — помогать людям бизнеса расти, повышать эффективность и формировать сильные команды. Сейчас мне нелегко продвигать ее: война и кризис влияют на каждого из нас, жизнь практически каждого сотрудника изменилась. И это отвлекает команду от цели, они даже начинают сомневаться, актуальна ли она. Некоторые бизнесы во время кризиса даже начинают перестройку и меняют нишу.
Но только цели помогут вернуть сотрудников на высокий уровень мотивации и повысить эффективность. И чем труднее ситуация в бизнесе, тем чаще нужно о них говорить.
Читайте также
-
Сумма налога выросла в 4 раза. Что изменилось в работе бизнеса Беларуси при новом Налоговом кодексе
-
4 основы устойчивости бизнеса и 8 примеров ее построения: секреты повышения эффективности в кризис
-
«Открывались тихо, с табличкой: „Извините, мы только учимся“». История пиццерии в маленьком городке, которую полюбили иностранцы