Как проверить автомобильный аккумулятор? Диагностика АКБ
Большинство автовладельцев рано или поздно в своей жизни сталкиваются с неисправностями аккумулятора. Они могут настигнуть в дороге или в гараже. С первого взгляда достаточно тяжело определить, в чем конкретно состоит поломка. Для этой цели нужно как-то проверить аккумулятор. Из этой статьи Вы узнаете, как можно осуществить диагностику автомобильного аккумулятора.
Итак, для диагностики АКБ существует несколько способов: при помощи мультиметра, при помощи нагрузочной вилки, с использованием тестера пускового тока, а также с помощью специального разрядного устройства. Первый способ является наиболее простым, так как кроме самого мультиметра и таблицы заряженности Вам не понадобится ровным счетом ничего. Остальные способы требуют некоторой подготовки и умений. Давайте же рассмотрим каждый из способов проверки автомобильного аккумулятора.
Мультиметр
Мультиметр можно приобрести в любом магазине автозапчастей или на авторынке, его стоимость зависит по большей части от мощности аппаратуры. Основная функция устройства - проверка напряжения в АКБ. Подключить мультиметр элементарно просто. Нам нужно взять положительный вывод автомобильного аккумулятора - обычно он красного цвета - и подключить к нему красный щуп устройства. Аналогичную операцию проделываем с отрицательным щупом черного цвета.
В случае, если АКБ заряжен и работает стабильно, то напряжение, выдаваемое на экране мультиметра, будет варьироваться в показателях 12.6-12.7 В. Но такой показатель снимается у аккумулятора, находящегося в состоянии покоя! Это значит, что двигатель автомобиля должен быть выключен заблаговременно до начала проверки, обычно хватает промежутка времени в 15 минут. Также должно отсутствовать поверхностное напряжение на автомобильном аккумуляторе. Если показатель на экране мультиметра выдает значение в 13 В и выше, то это означает, что поверхностное напряжение на АКБ все-таки присутствует. Для чистоты эксперимента следует подождать 2-3 часа и по новой замерить напряжение аппаратурой.
Показатель мультиметра составляет 12,4 В и ниже? Следует понимать, что он разряжен. Если мы видим показатель в 11,8 В и ниже, то это означает, что автомобильный аккумулятор до конца "сел". Если Вы не ходите его заменять по причине поломки, то зарядите свой АКБ в самое ближайшее время. Это связано с тем, что у разряженного АКБ происходит так называемая сульфатация пластин, что выводит из строя само устройство.
Следует понимать, что проверка автомобильного аккумулятора при помощи мультиметра дает нам лишь представление о заряженности АКБ. Различные неисправности, возникающие в ходе работы АКБ, мультиметр не может обнаружить. Именно поэтому мы переходим к рассмотрению более сложных способов проверки устройства.
Проверка нагрузочной вилкой
После приобретения нагрузочной вилки, Вы обратите внимание на простоту конструкции устройства. Принцип подключения к авто-аккумулятору тот же, что и у мультиметра: только вместо щупов у вилки имеются зажимы. Действуем по цветовому принципу - черный к минусу, красный к плюсу. Принцип работы вилки также предельно прост. Она на мгновение создает короткое замыкание, а сама вилка начинает процесс рассеивания полученной вследствие этого энергии от аккумулятора. В такой момент напряжение в АКБ "просаживается", и по объему нагрузки можно определить работоспособность аккумулятора. Видим меньшее снижение - делаем вывод о лучшем качестве пластинок. По общему правилу, если вилка показывает напряжение меньше 7В, то можно делать вывод о неисправности аккумулятора. Однако, это не всегда так - давайте разберемся.
Существует два вида нагрузочных вилок. Автоматические вилки сами выставляют объективное время нагрузки на аккумуляторе, в ручных же вилках такой функции не предусмотрено. Это создает ряд недостатков, присущих такой проверке автомобильного АКБ подобным способом.
- Нагрузочной вилкой можно проверить исключительно на все сто процентов заряженные аккумуляторы при выключенном двигателе. Если аккумулятор разряжен (пусть даже и не полностью), то полученный результат проверки не будет объективным.
- Рекомендуется проверка нагрузочной вилкой только при температурах не ниже 15-20 градусов. В противном случае она может показывать неправильный результат.
- У нагрузочной вилки есть только одна усредненная степень нагрузки. Это значит, что аккумуляторы довольно большой или, наоборот, малой емкости не подходят для проверки подобным способом.
Как мы видим, вилка достаточно прихотлива к различным условиям. Поэтому, если Вы осуществили проверку и увидели значение напряженности ниже 7В, то попробуйте следующее:
- Проверьте, подходит ли АКБ Вашего автомобиля для проверки конкретной вилкой;
- Перенесите место проверки в теплое помещение или хотя бы утепленный гараж;
- Полностью зарядите аккумулятор и удостоверьтесь, что двигатель машины не запускался последние несколько часов.
А мы тем временем начнем рассматривать более продвинутый способ выявления неисправностей - диагностика при помощи специализированных тестеров.
Проверка специализированным тестером
Теперь мы узнали, что для того, чтобы выполнить диагностику авто аккумулятора в домашних/гаражных условиях, недостаточно проверить только напряжение. Нагрузочная же вилка имеет ряд прихотливых особенностей в использовании, не позволяющих автовладельцу постоянно пользоваться ей. Какой же выход можно найти из ситуации? Он есть. И называется он тестером тока холодной прокрутки.
Примерно в конце двадцатого века компания Motorolla разработала уникальную технологию в области автомобилестроения. Инженеры из компании придумали, как можно измерить внутренне сопротивление аккумулятора, иными словами - его проводимость. Через несколько лет основатель американской компании Midtronics купил спецправа на это изобретение и начал выпускать первые в мире приборы, работавшие за счет данной технологии. Так был изобретен "тестер холодной прокрутки".
Он практически лишен всех тех недостатков, которые присущи мультиметру и нагрузочной вилке. Более того, у него есть определенные преимущества, делающие его гораздо удобнее и эффективнее в использовании:
- АКБ во время проверки может находиться разряженным;
- не нужно выжидать время после выключения двигателя;
- проверка тестером никак не влияет на текущий уровень заряда аккумулятора в автомобиле;
- отсутствует риск короткого замыкания;
- показатель количественного анализа работы АКБ.
В сущности, главным фактором работы Вашего аккумулятора является "пусковой ток". Простыми словами, это мощность тока, которую может дать АКБ для полноценной работы всех систем автомашины. А именно количественный анализ, проводимый тестером "холодной прокрутки", предоставляет конкретную цифру его показателя.
Само тестирование ничем не отличается от предыдущих вариантов - подключите тестер к отрицательному и положительному выходам аккумулятора, установите стартовый показатель пускового тока автомобиля и смотрите за результатом анализа.
Приобрести такой тестер совсем не сложно - на рынке представлено огромное множество моделей, начиная от "навороченных" дилерских приборов, и заканчивая китайскими дешевыми подделками.
Делая анализ силы тока, тестер дает понять автовладельцу необходимость замены аккумулятора в своей машине. Сравнивая показатели тестера с номинальной цифрой, являющейся для АКБ базовой, Вы сможете точно предугадать, требуется ему замена или нет.
Но если взглянуть правде в глаза, то самостоятельно проводить проверку аккумулятора нам приходится очень редко. При этом без специального оборудования сделать это невозможно. В компании akkumulyator.by вы можете пройти такую проверку совершенно бесплатно, определить реальный пусковой ток, проверить стартер и генератор и зарядить либо отдать на восстановление ваш АКБ. А если он окажется непригодным, то сдать его в зачет и приобрести новый со скидкой.