Россия может прислать в Беларусь своих омоновцев. Что говорит закон
Владимир Путин заявил, что Россия сформировала резерв из сотрудников правоохранительных органов для помощи Беларуси. Naviny.by выяснили, законна ли такая помощь.

Начнут жечь — тогда задействуем
Резерв из сотрудников правоохраны РФ был составлен по просьбе действующего президента Беларуси.
«Александр Григорьевич попросил меня сформировать определенный резерв из сотрудников правоохранительных органов. И я это сделал», — сообщил Владимир Путин в интервью .
Президент России отметил, что этот резерв будет использован в исключительном случае — пока «экстремистские элементы, не прикрываясь политическими лозунгами… не приступят просто к разбою, не начнут поджигать машины, дома, банки, пытаться захватывать административные здания и так далее».
По словам Путина, они с Лукашенко пришли к выводу, что сейчас необходимости использовать этот резерв нет.
Есть ли законные основания?
Белорусское законодательство, которое регулирует работу правоохранительных органов, не содержит четких критериев о том, когда, в каких случаях и в какой форме белорусские силовики могут задействовать помощь иностранных коллег.
В № 2341-XII от 3 июня 1993 года «О внутренних войсках министерства внутренних дел Республики Беларусь» иностранные государства упомянуты лишь в контексте подготовки, повышения квалификации кадров для внутренних войск (статья 12).
А в статье 7 от 17 июля 2007 года № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» есть лишь размытая формулировка о том, что органы внутренних дел осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами.
Здесь же сказано, что взаимодействие ОВД с иностранными организациями осуществляется в соответствии с законодательными актами и международными договорами.
Что именно следует понимать под иностранными организациями и могут ли ими считаться зарубежные правоохранительные органы, в законе № 263-З не сказано.
Вместе с тем Беларусь заключила ряд международных договоров с Россией в сфере борьбы с терроризмом.
Владимир Путин, как видно из интервью, готов направить резерв из правоохранительных органов для борьбы с «экстремистскими элементами» в случае, когда они перейдут к насильственным действиям. То есть президент России готов помочь Беларуси в борьбе именно с террористами.
Согласно юридической литературе терроризм является крайней формой проявления экстремизма.
В 2002 году Беларусь присоединилась к договору о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом ( № 158-З от 16 декабря 2002 года).
Договор вступил в силу для Беларуси в 2004 году, а для России — в 2005-м.
>Согласно статье 7 договора государство-участник может обратиться к другой стране, которая тоже подписала договор, с просьбой об оказании содействия в борьбе с терроризмом.
Для этого должен быть подготовлен и направлен запрос «по инициативе стороны, предполагающей, что такое содействие представляет интерес для другой стороны».
Статья 5 договора предусматривает, что если другая сторона сочтет «интересным» для себя такое содействие, то она может оказать его в виде в том числе «направления по согласованию между заинтересованными сторонами специальных антитеррористических формирований для оказания практической помощи в пресечении актов терроризма и в борьбе с их последствиями».
Таким образом, фактически Россия имеет правовые основания направить своих правоохранителей в Беларусь для борьбы с террористами.
Во-первых, две страны присоединились к международному договору, который действует на их территориях, а во-вторых, такой запрос Минск адресовал Москве и получил одобрение.
Но должно быть и в-третьих. А именно, насильственные действия экстремистов/террористов, с которыми национальные правоохранительные органы не в состоянии справиться без внешней помощи.