Директор Центра изучения перспектив интеграции стран ЕАЭС – о женском протесте, политтехнологиях и влиянии извне
Акция «Женщины в белом». Да, она красивая, потому что наши белорусские женщины безусловно красивы. Но нова ли? Нет. Впервые этот прием был использован еще в 2003 году на Кубе. Тогда фотографии кубинских женщин в белом облетели весь мир. Эмоции на их лицах были понятны без комментариев. Они молчали, и их действия не требовали перевода. Движение даже получило премию европарламента. И только многие годы спустя WikiLeaks Джулиана Ассанжа обнародовало документы, из которых стало ясно, что кураторством проекта занимались через «Представительский отдел США при посольстве Швейцарии в Гаване». В бумагах этого подразделения проект «Женщины в белом» называли «особенно значительным» для американской работы против Кубы. Об особенностях применения политтехнологий в Беларуси расскажет директор Центра изучения перспектив интеграции стран-участниц ЕАЭС Дмитрий Беляков.
Дмитрий Беляков, директор Центра изучения перспектив интеграции стран-участниц ЕАЭС: «Да, в эти выходные у нас состоялись выборы, они уже признаны состоявшимися, международные наблюдатели также подтвердили, что в ходе выборов никаких нарушений, которые могут свидетельствовать о том, что неправомерно либо неправильно происходили выборы и люди голосовали, тоже такого нет. Статистика выборов. Статистика голосования граждан говорит сама за себя. Очевидно, ожидалось, что большинство граждан выскажется за действующего лидера, за Александра Григорьевича Лукашенко. Это связано с рядом причин. Я их коснусь позже. Что еще более интересно, что достаточно много голосов набрала товарищ Тихановская. Это, конечно, говорит и об определенных моментах, существующих в белорусском обществе и которые, на мой взгляд, нужно решать только в конструктивном плане, а то, что мы, конечно, сейчас видим на улицах. Очень важно отметить, что Беларусь, можно сказать, впервые столкнулась с теми вызовами, которые мы с вами наблюдаем. Стоит отметить, что это всё имело и подготовительный и исполнительный период. И сейчас можно прогнозировать о том, как это будет развиваться в дальнейшем. Мы сейчас наблюдаем очень интересные технологии – так называемые технологии протеста, которые мы ранее могли наблюдать только по телевидению в других странах и каким-либо образом их анализировать. Есть определенные нюансы, с которыми сейчас сталкивается Беларусь, которые немножко отличаются от того, что мы видели в той же Украине и в других странах, где имеется активное участие ангажированных определенных политиков, лидеров общественного мнения, которые были сформированы сейчас же, в том числе, и на территории РБ, и конечно же, очень чувствуется влияние очень подготовленных синктенков, так сказать, западных синктенков, которые осуществляют управление теми толпами. Которые мы наблюдаем сейчас на своих улицах. Что важно здесь подчеркнуть, что хотят добиться и почему важно гражданам знать, именно противопоставлять знания тому, что происходит на улицах.
В первую очередь, это место, где сейчас находится Беларусь, можно сказать, географически – это очень важный момент. В первую очередь, здесь идет противопоставление Запада и Востока, и Беларусь опять становится как бы такой точкой противоборства. Дело в том, что посредством дестабилизации Беларуси хотят достигнуть следующих целей. Это, конечно, саботирование интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, это подрыв деятельности ОДКБ. Ну и, конечно, что сейчас выходит на первый план противостояния супердержав – это остановить экономический пояс Шелкового пути. Беларусь является узким горлышком на пути движения экспрессов из Китая в Европу и из Европы в Китай. И в таком контексте нужно рассматривать недавние заявления госсекретаря Майка Помпео, который фактически является главой внешнеполитического ведомства США, и вот это вот заявление то, что у нас выборы произошли не так, как они хотели, результаты не те, что они хотели, чтобы у нас здесь произошли, это сигнал для ряда европейских государств и других государств, чтобы они сколотили так называемую коалицию против РБ. Не стоит путать призывы Майка Помпео с официальным заявлением США о признании либо непризнании выборов в РБ. Это нам всего лишь в будущем стоит ожидать.
Что сейчас происходит на улицах? Мы видим разворачивание так называемого противоборства несогласных граждан и органов правопорядка. Что удивляет? Удивляет жестокость, с которой действуют митингующие против своих же граждан, т.е. портят общественное имущество, поджигают автомобили, портят витрины. И конечно же, активные действия против сотрудников правопорядка, то, что меня изумило больше всего, когда таранят автомобилями спецназ. Т.е. подвергают его жизнь опасности. О чем хочется предостеречь? Конечно, цель – вызвать ожесточение со стороны органов правопорядка и уже на этом потом играть. На мой взгляд, с гражданами нужна работа. С теми, кого задерживают, нужно проводить активную работу, привлекать и гражданское общество. Беларусь и другие страны мира должны увидеть согласованную политику и возражения белорусского общества относительно того, что сейчас происходит в стране. Еще раз хочу подчеркнуть, что Беларусь, подавляющее большинство белорусских граждан поддерживает ту политику, которая сейчас происходит в стране, поддерживает действующего лидера Александра Григорьевича Лукашенко. Что еще важно и что еще влияет на ситуацию? Это то, что мы все являемся свидетелями того. Что происходит на Украине. Белорусское общество, граждане не хотят повторения вот этих украинских сценариев, не хотят катастрофы социальных обязательств государства, катастрофы системы медицинского обеспечения, социального обеспечения, образования. Но еще что важно понимать, что белорусские власти готовы, они об этом прямо заявляют, готовы к изменениям, готовы в области развития парламентаризма, развития других отдельных моментов в нашем обществе».
Правильно ли я понимаю вопрос. Что сейчас белорусы подвергаются манипуляциям извне?
Дмитрий Беляков, директор Центра изучения перспектив интеграции стран-участниц ЕАЭС: «Да, действительно, на мой взгляд. На мой экспертный взгляд, сейчас происходит именно это. Уже даже официальные лица заявляют, что есть каналы. Установлены каналы, откуда приходят сигналы для митингующих, и это их каким-то образом организует. Это всё достаточно серьёзный вызов для белорусского общества, серьезный вызов для органов правопорядка. Но я хочу сказать следующее. У нас нет раскола внутриполитических элит, у нас нет раскола в обществе, нет межконфессионального раскола, что было характерно для отдельных государств, где мы видим эффективные реализации вот этих оранжевых технологий. Еще я хочу обратиться к нашим гражданам. Пусть кто-нибудь назовет мне хоть одну страну, которая в результате вот этих оранжевых революций, других революций, совершенным по этим технологиям, пришла к каким-то существенным результатам для развития общества. Все вот эти манифестации, все подрывы общественного строя ведут только к деградации общественной жизни, к стагнации экономики и ухудшению жизни граждан. Это моя однозначная политика. И никто не может привести аргументов, что она может являться неверной».
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram