Ирина Лашук: Бич этих выборов – огромное количество различных опросов, «голосовалок» совершенно неграмотных
Новости Беларуси. Избирательная кампания в Беларуси выходит на финишную прямую. Уже во вторник, 4 августа, стартует досрочное голосование, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. А ровно через неделю – 9 августа – основной день президентских выборов.
В будущее воскресенье мы запускаем большой информационный канал. С утра и до поздней ночи в формате прямого эфира новости с участков для голосования и Центризбиркома. Мнения экспертов в студии и посредством телемостов. И в этот же день мы сообщим данные экзитполов. Эти опросы специально для нашего телеканала проведет Центр социально-гуманитарных исследований Белорусского экономического университета.
Его руководитель – Ирина Лашук – сегодня гость нашей программы.
«Экзитпол очень распространен, буквально во всех странах в выборных кампаниях различного уровня он всегда осуществляется»
Игорь Позняк, СТВ:
Сама по себе технология «экзитпол» – это мировой опыт. Есть какие-то национальные особенности? Или правила абсолютно едины и в Америке, и в Европе, и в Беларуси?
Ирина Лашук, руководитель Центра социально-гуманитарных исследований БГЭУ:
Экзитпол – это метод социологического исследования, который заключается в опросе избирателей на выходе из избирательных участков. Это очень важно, этим отличается экзитпол. Всегда осуществляется после того, как избиратель сделал свой законный выбор.
Экзитпол очень распространен, буквально во всех странах в выборных кампаниях различного уровня он всегда осуществляется. Причем компании конкурируют между собой – кто точнее сделал прогноз на выборах. Такое серьезное для социологов испытание, как сделать это правильно. И наша страна – не исключение: мы тоже проводим этот экзитпол.
«Существует очень строгая, очень серьезная технология»
Игорь Позняк:
Как происходит, скажите? Ваши сотрудники стоят на выходе из избирательных участков, и вы опрашиваете людей: мужчин, женщин, молодых людей, людей в возрасте. Вы случайным образом выхватываете из толпы людей? Или какая-то технология тоже существует?
Ирина Лашук:
Обязательно. Существует очень строгая, очень серьезная технология. Наши интервьюеры стоят на выходе из избирательных участков на расстоянии 10-15 таких хороших шагов. Это технология. Они обязательно должны отойти от входа. Они смотрят. В нашем случае работают два человека на одном участке. Выборочная совокупность тоже рассчитывается неслучайно. Ее рассчитывает специальная математическая служба, которая существует при каждой серьезной социологической организации.
«Выборочная совокупность составляет около 10 %»
Игорь Позняк:
Можно показать совокупность по городу Минску.
Ирина Лашук:
У нас всего участков на территории Минска, Минской области, исключая больницы, военные части и так далее, то, что поддается социологическому исследованию – 1583. Цифра наша, которая будет непосредственно участвовать – более 150 участков. Если говорить социологическим языком, выборочная совокупность составляет около 10 %. Это вполне хорошо, и так сразу нами было продумано.
Игорь Позняк:
Вернемся к технологии. 15 шагов от входа, что еще?
Ирина Лашук:
Наш интервьюер опрашивает каждого десятого вышедшего из избирательных участков. В сельской местности так называемый шаг составляет 5. Это тоже не придумано нами, а рассчитано с учетом численности населения на этих территориях.
Игорь Позняк:
Соответственно, в эту выборку случайным образом попали люди разного пола, разного социального статуса, разного возраста и так далее.
Ирина Лашук:
Именно случайность выборки – это и есть равная вероятность попадания любого избирателя в нашу выборочную совокупность.
Конечно, вы меня спросите: а если человек не захотел ответить? Он, конечно, имеет на это совершенно законное право.
О чем спрашивают во время экзитпола: «Мы спрашиваем: «За кого вы проголосовали?» И отмечаем пол респондента»
Игорь Позняк:
Формулировка вопроса. Какой вопрос ваши интервьюеры задают?
Ирина Лашук:
У нас только два вопроса, даже один. Мы спрашиваем: «За кого вы проголосовали?» И отмечаем пол респондента. Соответственно, все это собирается потом в нашем центре, который будет работать 9 августа, начиная с 7.30. И там только сводится вся информация. Ни один интервьюер не владеет полной информацией.
Таким образом, мы обеспечиваем объективность получения данных, равную вероятность каждого быть опрошенным нами и третье – мы соблюдаем конфиденциальность полученной информации, которую предоставляем каналу СТВ (который имеет первое право их озвучивать).
Игорь Позняк:
Тем самым подведем черту – максимальная объективность.
Ирина Лашук:
Максимальная объективность.
Цель экзитпола во всех странах – с максимальной точностью спрогнозировать итоги выборов
Игорь Позняк:
Возвращаемся к моему первому вопросу. Те самые 15 шагов, та самая формулировка вопроса, те самые ваши приемы и технологии – они во всем мире одинаковы? Те самые 15 шагов работают точно так же в Америке, Германии и России?
Ирина Лашук:
Да, экзитпол имеет общие черты во всех странах. Например, вот эти 10-15 метров, 10-15 таких хороших шагов. Это правило одинаково для всех. Обязательно на выходе из избирательного участка. Может различаться: вопросы, формулировка вопроса. Может задаваться вопрос про уровень образования, про возраст респондента и так далее. Вот это уже на усмотрение компании и на усмотрение заказчика.
В целом, цель экзитпола во всех абсолютно странах – узнать, за кого человек проголосовал, максимально оперативно получить информацию и таким образом с максимальной точностью спрогнозировать итоги выборов.
Наши интервьюеры работают с 8 утра до 8 вечера, то есть с открытия участков до их закрытия. И то, сколько они опросят, мы уже увидим 9 августа после закрытия участков и озвучим в вашем эфире.
Бич этих выборов – огромное количество различных опросов, «голосовалок» каких-то совершенно неграмотных
Игорь Позняк:
Получить информацию при нынешних технологиях не проблема. Проблема – получить объективную информацию. Наверняка многие сталкивались в различных Telegram-каналах, на интернет-сайтах, в других источниках – всякого рода «голосовалки», опросы и так далее. Помогите, пожалуйста, нашим зрителям, которые тоже хотят получить объективную информацию: как здесь разобраться?
Ирина Лашук:
Мне кажется, бич этих выборов, выборов – 2020 – это просто огромное количество различных опросов, «голосовалок» (вы правильно говорите) каких-то совершенно неграмотных.
Я приведу один пример. Недавно я встретила в интернете – вроде бы как анкета, кажется, что легко ее очень можно сделать. Наши студенты, например, учатся 4 года, чтобы получить в дипломе запись «социолог». Видимо кажется, что это легко и просто. Я была просто шокирована, когда открыла очередную «голосовалку». Я же должна тоже все это изучать как профессионал. Значит, на вопрос «Ваш пол?» у них были варианты: «мужской», «женский» и «другой». Ну какой другой? И самое интересное, что 11 человек отметили этот «другой» пол. Что это за исследование? Кто отвечает? Совершенно непонятно.
«Происходит полный хаос и манипулирование общественным мнением»
Потом исследование, которое транслировалось как исследование Gallup. Вроде как телефоны, с каких-то номеров. Комментарий Министерства иностранных дел говорит о том, что Gallup не подтвердил проведение опроса на территории Беларуси методом телефонного опроса. То есть это совершенно какая-то ложная информация, вбрасываемая в сеть, и верить ей категорически нельзя.
Мне очень обидно смотреть на то, что превращается в какую-то манипуляцию цифрами бесконечными. Они исчезают, появляются новые, потом опровергаются теми же, кто их выставил в интернете. Происходит полный хаос и манипулирование общественным мнением, к сожалению.
Игорь Позняк:
Будем надеяться, наши зрители услышали, как разобраться в этом невероятном ворохе информации, не всегда проверенной и не всегда, как следствие, объективной. Будем рассчитывать, что ту самую объективную информацию будем и с вашей помощью получать 9 августа.