В Беларуси в предпринимательскую деятельность наиболее вовлечена молодежь
Наиболее активны в вопросах участия в предпринимательской деятельности в нашей стране две возрастные группы: 18–24 и 25–34 лет. Таковы данные доклада «Глобальный мониторинг предпринимательства».
По данным GEM («Глобальный мониторинг предпринимательства»), в Беларуси доля устоявшихся предпринимателей – 2,7%, а уровень потенциальных предпринимателей составил 9,7% взрослого трудоспособного населения.
«То есть столько людей у нас готовы идти в бизнес. Мы здесь находимся на 45 месте из 50 стран. Это низкий уровень предпринимательских намерений среди населения», – рассказала научный сотрудник BEROC Мария Акулова, презентуя результаты исследования по оценке уровня предпринимательской активности в Беларуси.
Также, согласно исследованию, около 3% занимается сегодня созданием компаний, а 2,8% являются собственниками бизнеса, который функционирует менее, чем 42 месяца. Эти показатели формируют индекс ранней предпринимательской активности, который в 2019 году был равен 5,8.
По словам эксперта, данный показатель очень важный, поскольку является своего рода сигналом того, какой сегодня у бизнеса потенциал стать устойчивым в краткосрочный период времени.
Что думают о предпринимательстве
Положительно оценивают карьерный выбор заниматься бизнесом в Беларуси как предприниматели, так и непредприниматели, сообщила Мария Акулова.
«Однако порядка 15% предпринимателей сказали, что страх провала для них являлся серьезным барьером для того, чтобы открыть свой бизнес, среди непредпринимателей считают это значительным барьером около 40% опрошенных», – заметила она.
Основной мотив – финансы
«Финансовая составляющая – это основная причина ведения бизнеса в Беларуси», – подчеркнула Мария Акулова, говоря о мотивах белорусов уйти в частную инициативу. При ответе на вопрос, почему вы занялись бизнесом, наиболее популярными были «обеспечить высокое благосостояние» и «обеспечить уровень дохода».
«Последний вариант ответа говорит о вынужденной мере. Это означает, что у человека нет иной возможности заработать и другого источника дохода для поддержки своей семьи», – считает эксперт.
«Продолжить семейную традицию и стремление изменить мир к лучшему – были менее популярные мотивы, побуждающие попробовать себя на предпринимательском поприще», – добавила она.
Среди основных причин, чтобы не открывать свой бизнес, респонденты назвали нехватку финансовых ресурсов (38%), неблагоприятные условия ведения бизнеса (19%) и отсутствие уверенности в своих силах(18,9%).
Закрытие же бизнеса в нашей стране – это в большинстве своем вынужденное решение либо поиск лучших возможностей.
Портрет предпринимателя
Мария Акулова отметила, что предпринимательская активность мужчин в Беларуси остается стабильно выше, чем женщин.
Также наибольшую предпринимательскую активность демонстрируют респонденты со средним и высшим образованием.
Возрастное распределение показывает, что в целом наиболее активно в предпринимательскую деятельность вовлечены две возрастные группы: 18–24 и 25–34 лет.
«Скорее всего, это обусловлено тем, что у молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет кредитные и семейные обязательства ниже, чем в остальных возрастных группах. В этой связи они более гибкие и готовы идти на риск по сравнению с теми, кто постарше», – рассказала эксперт.
Это в свою очередь говорит о том, что в стране нужно подумать о принятии мер по развитию молодежного предпринимательства.
«Кроме этого, чем выше уровень дохода, тем выше вероятность, что человек будет вовлечен в предпринимательскую деятельность», – обратила внимание Акулова.