Для того, чтобы было легче жить с каждым человеком,
Думай о том, что тебя с ним соединяет, а не разъединяет…
Л.Н. Толстой
Инклюзивное образование на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в Республики Беларусь. Для ребенка с ограниченными возможностями этап дошкольного детства составляет время вхождения в первую общественную образовательную систему, и от того, насколько удачным будет этот процесс, во многом зависит успешность его дальнейшей социализации.
В настоящее время происходит стихийное включение детей с особенностями развития в среду здоровых сверстников, особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями пребывают в образовательные учреждения независимо от психического, физического и речевого развития. Это, в свою очередь, связано с нехваткой коррекционных учреждений дошкольного образования.
С одной стороны, нахождение детей с ограниченными возможностями с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между ними. Но с другой, для таких детей необходимы определенные условия, развивающая среда и подготовленный педагогический коллектив. Например, если говорить про детей с расстройствами аутистического спектра, то они боятся громких голосов, шума, чужого плача, они чувствительны к тактильным прикосновениям, грызут, облизывают, обсасывают предметы. Для таких детей также необходимы определенные условия:
выделение зоны отдыха, с диваном/ матом для лежания; отдельный стол с принадлежностями для рисования; четкое зонирование пространства; выделение зоны для релаксации; уголок для отдыха.
К сожалению, в настоящее время во многих учреждениях дошкольного образования нет полноценных условий для инклюзивного обучения и воспитания таких детей, а главное, отсутствуют необходимые специалисты – учителя-дефектологи, психологи, медицинские работники, а также педагоги, владеющие специальными развивающими программами.
В ГУО «Ясли-сад г.п. Мир» есть группы интегрированного обучения и воспитания, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 6 лет с фонетическими, фонематическими и общими нарушениями речи. Коррекционную помощь им оказывает учитель-дефектолог. Основной формой работы с такими воспитанниками являются индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.
В группе интегрированного обучения и воспитания между учителем-дефектологом и воспитателем дошкольного образования осуществляется тесная взаимосвязь. Учителем-дефектологом разработана тетрадь преемственности, в которой регулярно прописываются задания и упражнения для работы воспитателя дошкольного образования с детьми с тяжелым нарушением речи (расписаны лексические темы с разделами работы по ним). Выполнение заданий и степень их усвоения обсуждаются и корректируются учителем-дефектологом и воспитателем дошкольного образования. В конце месяца воспитатель пишет краткий отчет о достижениях детей, их умениях и навыках, а также отмечает, на что еще нужно обратить внимание для дальнейшей коррекционной работы.
Главное – это создание комфортной психологической атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все, где он с сможет реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Полина САВКО,
воспитатель дошкольного образования ГУО «Ясли-сад г.п. Мир»