Чем 2020-й напоминает начало 1990-х
08.04.2020 09:49
—
Разное
В отличие от кризисов 2008-го и 2014 годов, когда речь шла об ускорении оттока капитала на фоне падения цен на нефть, сегодня российская (и не только) экономика столкнулась со сдвоенным шоком спроса и предложения.
С такой ситуацией регуляторам доводилось иметь дело лишь в 1992-м, на самом старте рыночных реформ, отмечает аналитик PwC Кирилл Родионов в комментарии на сайте Forbes.
Нынешний же кризис сопряжен со сдвоенным шоком спроса и предложения: потребители в условиях фактического карантина ограничены в покупке товаров и услуг, а производители вынуждены полностью либо частично приостановить работу по не зависящим от них причинам. Подобный шок можно было наблюдать лишь в 1992-м, в первый год рыночных реформ, когда с открытием экономики продукция целого ряда отраслей (производство ЭВМ, автомобилестроение, легкая промышленность и др.) перестала находить устойчивый спрос из-за проигрыша в конкуренции с нахлынувшим импортом. Как результат — сворачивание выпуска промышленных предприятий, работники которых зачастую теряли в зарплате либо вовсе оставались на улице, не имея средств даже для покупки товаров самой первой необходимости.
Подобный шок требует от регуляторов мер, которые бы были нестандартны с точки зрения всей предшествующей экономической политики и которые бы при этом позволяли купировать наиболее острые социальные проблемы вплоть до восстановления экономического роста.
В 1992-м упомянутая нестандартность проявлялась в либерализации цен, позволившей преодолеть кризис продовольственного снабжения крупных городов, справиться с которым союзные власти безуспешно пытались с помощью административных мер. В 2020-м подобный разворот, по факту, должен означать временное сжатие национальных проектов, в шестилетнем бюджете которых половину занимают расходы на дороги, цифровую экономику и магистральную инфраструктуру (12,8 млрд из 25,7 млрд рублей, согласно прошлогодним проектировкам правительства), пишет Завтра твоей страны.
Сэкономленные средства эксперт рекомендует направить на экстренное дофинансирование Фонда обязательного медицинского страхования и наращивание прямых бюджетных выплат, в том числе во все той же системе здравоохранения. Он приводит пример, что в бюджете Москвы расходы на благоустройство в 2020 году более чем на 40% превышают суммарные расходы на амбулаторную и стационарную медицинскую помощь.