«Кругом одни астматики». Врач развеивает популярные мифы про допинг
Биатлонный сезон завершился, крупные спортивные турниры поставлены на паузу. Но у болельщиков осталось много неотвеченных вопросов — кто прав в допинговых спорах и кому в этой теме вообще можно верить. Имела ли основания Анфиса Резцова обвинять Фуркада в получении медподдержки? Могут ли лекарства от астмы, которыми часто попрекают норвежцев, давать преимущества неастматикам? И что за допинг ЭПО, за употребление которого до сих пор «травят» Александра Логинова.
SPORT.TUT.BY обратился за компетентными ответами на популярные вопросы о допинге к заместителю директора по медицинской части центра спортивной реабилитации «Нео», врачу спортивной медицины, неврологу Дмитрию Савене.
Что такое терапевтические исключения?
— Терапевтическое исключение (разрешение на терапевтическое использование) — это документ, который дает право спортсмену по медицинским показаниям принимать препарат, запрещенный для использования в спорте.
То есть, если у спортсмена есть какая-то проблема со здоровьем (например, бронхиальная астма, нарушение гормонального фона или повреждения опорно-двигательного аппарата) и прием запрещенного препарата обоснован именно лечением или заместительной терапией, данный документ дает право принимать препарат в терапевтических дозировках.
Как получить разрешение на терапевтическое использование?
— TUE (разрешение на терапевтическое использование) выдается только на основании решения комиссии по терапевтическому использованию антидопингового агентства. При этом уровень решения вопроса о выдаче TUE определяется в зависимости от уровня спортсмена.
Для атлетов национального уровня данный вопрос решает национальное антидопинговое агентство, спортсмены международного уровня должны решать это в соответствии с правилами международной федерации вида спорта.
Может ли его сделать обычный терапевт из поликлиники?
— Для того чтобы получить TUE, необходимо предоставить комиссии весь пакет медицинской документации, подтверждающий необходимость приема того или иного препарата. Врач-терапевт никак самолично не может выдать разрешение на терапевтическое использование.
А могут ли лекарства от астмы давать преимущества неастматикам?
— Если говорить о препаратах для лечения бронхиальной астмы, то необходимо понимать, что прием данных препаратов, как и в принципе других препаратов, разрешенных для приема по TUE, допускается только в терапевтических концентрациях. Превышение данной концентрации расценивается как нарушение антидопинговых правил.
В терапевтических концентрациях минимизирован так называемый системный эффект лекарственного вещества. То есть та дозировка, которая принимается ингаляционно, оказывает местный эффект — на бронхи.
При ингаляциях лишь небольшая доля препарата попадает в кровоток, поэтому можно говорить, что в терапевтических концентрациях системного эффекта, оказываемого на весь организм, практически нет.
Соответственно, преимуществ для спортсмена такие препараты не дают. Как говорится, сильному это не надо, а слабому не поможет.
Какие преимущества дает ЭПО?
— Препараты для стимулирования эритропоэза (образования эритроцитов) — это препараты, которые применяются только по медицинским показаниям.
Употребление ЭПО в качестве допинга более распространено в видах спорта, связанных с работой на выносливость. Данный препарат увеличивает транспортные возможности нашей крови по переносу кислорода к тканям и, соответственно, увеличивает возможности организма более длительно и в более интенсивном режиме выполнять тот или иной вид физической активности.
Какой механизм введения его в организм и можно ли применять ЭПО без ведома самого спортсмена?
— Введение данного вещества возможно в виде подкожной или внутривенной инъекции. Официальных способа только два, хотя человек может пытаться найти экспериментальные способы введения.
Допинг действительно передается при «обильном обмене жидкостями»?
— «Обильный обмен жидкостями» — очень размытая и противоречивая формулировка. Где та грань, которая разделяет обильный и необильный обмен?
Если имеются в виду обычные «физиологические» отношения между людьми, то ответ на этот вопрос — нет, не передается. В каждом конкретном случае после выявления запрещенного вещества в пробе спортсмена проводится тщательное расследование и рассматриваются все возможные варианты попадания его в организм.
Если доводы спортсмена окажутся весомыми и научно обоснованными, то, конечно, они могут служить оправданием, чему немало примеров в практике спорта. Но каждая сторона должна доказать свою версию.