Сегодня первый день Масленицы – «встреча»
Декодировка названия «Масленица» указывает на чествование «нового молока», полученного после отела, и самого наивысшего, обладающего всеми лучшими качествами молочного продукта — масла. У нас появилось еще одно определение — «сырнiца», ведь у белорусов именно сыр считался сакральным продуктом и был задействован во многих традиционных обрядах. Недаром масленичную неделю 24 февраля открывает день Власия, в народном представлении имеющего власть над всем диким животным миром и покровителя домашнего скота. Власий заботится о достатке, благополучии, «заможнасцi» трудолюбивых крестьян.
Вся Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица – понедельник, вторник и среду и Широкая Масленица – четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращаются.
Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение:
Понедельник — «встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших.
Вторник — «заигрыши» или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста — в Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи. Поэтому молодежь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями.
Суббота — «золовкины посиделки». В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем.
Воскресенье — «проводы». Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось — сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню.
На Масленицу снимались многие привычные поведенческие рамки и запреты. Например, разрешалось без родительского благословения увозить, «умыкаць» любимых девушек, причем это не осуждалось общиной, поэтому спокойно «на другi дзень ужо за падушкамi прыязджалi». Молодые «замужнiцы» могли, не боясь гнева свекра и свекрови, уходить на гулянье, что нашло отражение в песнях: «Буду гуляць да свету, да позняга абеду. Не сварыся свёкарка — няродны бацька. Не ты спраўляў пярсцёначкi, не ты вешаў каралькi». Вообще, Масленица превращалась в разгульный праздник, словно старались навеселиться вперед на весь предстоящий долгий и строгий Великий пост. Дома оставались «толькi надта старыя». Для катания на санках не просто насыпали горки, но и строили специальные довольно высокие сооружения из досок, правда, в основном в городах. Спуски обязательно обставляли колючими елочками, отпугивая таким образом всякую нечисть и для того, чтобы горы не оставались «лысымi».
28 февраля в традиционном народном календаре — Анисим‑овчар. Как видим, этот «сцiплы прысвятак» также связан с животноводством.
На Масленицу особым вниманием окружали всю «свойскую жывёлку». Коровам выдавали лучший корм, их всячески украшали: на рога вешали венки, сплетенные из вереска, веточек клюквы с ягодами, бумажных цветов. Хозяин благодарил своего помощника коня за верную службу и подсыпал в ясли побольше овса. Хозяйки выпекали «аладкi» по числу имевшейся домашней живности, которыми угощали коров, лошадей, свинок… В некоторых регионах могли все стадо подогнать как можно ближе к храму, когда там шла служба.
1 марта — заговенье на Великий пост.
На Масленицу проводились обряды, направленные на защиту всей общины в этот довольно сложный период: делали объезды вокруг селения на лошадях — три круга следов животного и полозьев саней считались преградой для всякой нечисти и разного рода напастей и бедствий.
В субботу масленичной недели поднимали соломенное чучело, наряженное в какую‑либо старую одежку. Разжигали огонь, в который бросали различное старье, ненужный домашний хлам, олицетворявший все недоброе, злое, то, что должно уйти со старым временем. Момент сожжения самого чучела Масленицы становился своеобразным сеансом психотерапии, после которого в наступившем новом времени ожидалось только доброе и благополучное.
Фото носит иллюстративный характер.