Феномен Марии Василевич. Почему мы не любим красивых и успешных: мнение
Мало кого в Беларуси за последнее время травили так, как Марию Василевич. Давайте разбираться, чем так насолила соотечественникам юный депутат, и почему большинству невыносимо переносить успехи молодых и красивых.
На чем строится коллективная ненависть, рассказывает репутационный технолог и PR-специалист Анна Мирочник.
«Прыгажуння» как диагноз
Мир аплодировал, когда двадцатилетняя шотландка Мари Блэк получила место в Палате общин. Никого не смущает, что главой австрийского МИДа был 28-летний Себастьян Курц, и что Мареку Материку исполнилось всего 25 лет, когда он стал мэром польского города Стараховицы.
В Беларуси правительство тоже молодеет. Но до Василевич столько переживаний из-за этого не возникало. Мало кто обсуждал 21-летнюю Ольгу Тесакову, вошедшую в состав Мингорсовета. И крайне мало негативных публикаций предвыборного периода о других молодых кандидатах: например, о 22-летней Алане Гебремариам или 21-летнем Алексее Лазореве. То есть молодой чиновник в Беларуси и в мире не нонсенс. И даже отсутствие карьерных достижений не мешает попробовать свои силы в большой политике. Но звание первой красавицы страны практически перечеркивает шансы на то, чтобы тебя начали воспринимать серьезно.
Количество помоев, которое вылилось за последние пару месяцев на «нашу прыгажунню», заслуживает статуса социального феномена. И пока ругали Василевич, не заметили, что у нее, кроме внешности, есть хорошее образование, разговорный английский и желание помогать тем, кто в этом нуждается.
Я очень хорошо помню, поскольку участвовала в организации съемки, как пятничным вечером вместо того, чтобы отдыхать или заниматься своими делами, депутат позировала для благотворительного проекта «Красота спасет». Цель не глобальная — поднять проблему бездомных животных, показать тех, кто еще ищет дом. Но человек нашел время, не требовал к себе особенного отношения, не включал «звезду», а просто выполнил то, о чем договорились.
Конечно, это не тянет на исторический поступок в интересах родины. Но для активистов, которые занимаются правами бездомных животных, участие Марии было важным: ее социальный капитал, известность помогли обратить внимание на проблему, которая безразлична многим чиновникам. А теперь представьте, сколько дополнительной грязи вылили бы на девушку, не дай бог похвастайся она этим в СМИ или сделай пост в Instagram. Хотя такая «помощь красотой» ничем не отличается от показной поездки в детский дом, публичной встречи с избирателями или высадки деревьев. Красота может если не спасать мир, то привлекать внимание к важным социальным проблемам.
Почему мы не верим в заслуженный успех красавиц
Массовая ненависть возникает, когда обществу наступают на больные мозоли. И спусковой механизм, запустивший травлю, показывает, какие именно болевые точки задел герой, чтобы спровоцировать агрессию в свой адрес. Становится ли жертва виноватой в происходящем? Нет. Есть ли доля ее ответственности как публичного человека? Безусловно. И понятия «вина — доля ответственности» важно разделять, если вы когда-нибудь окажетесь на месте человека, против которого ополчилось большинство. Это даст силы пережить кошмар и скорректировать стратегию.
Мария невольно попала в целый ряд больных мест: стала первой красавицей страны, сделала официальную власть союзником, а не противником, продолжила вести себя, как красивая женщина, и при этом осталась доступной для диалога и, придется это признать, довольно милой.
Кажется, что все это пришло к ней само собой либо нечестным путем. А если кому-то внезапно приваливает счастье, не заработанное потом и кровью, среднестатистический белорус вынести это спокойно не может.
Стереотип, что молодая красивая женщина не способна быть полезной обществу, формировался тысячелетиями. Ведь долгие годы средства к существованию были сосредоточены у мужчин. Это поддерживалось не только социальными установками, но и законодательством. Поэтому говорить на равных с мужчиной женщина не могла — не может быть никакого равенства при экономической зависимости.
Добавим, что высшее образование очень долго было доступно исключительно мужчинам. Программу домашнего обучения родители подбирали детям самостоятельно. И поскольку верхом социального развития для женщины было замужество, папеньки нередко запрещали дочкам читать Адама Смита, но требовали большего усердия в изучении Слова Божьего. После такой программы девушка крепко запоминала детали биографий святых, но была не в состоянии вести финансовые дела.
Ожидаемо, что в том контексте к женщинам просто не могли относиться, как к полноправному партнеру. И это справедливо: едва ли вы доверите дела человеку, чьи знания ограничиваются мазуркой, житиями святых и чтением французских романов. Каким бы гением чистой красоты он бы ни был.
Однако социальная беспомощность не обозначала отсутствие амбиций. Просто то, как ты влияешь на общество, практически всегда ограничивалось тем, на какого мужчину ты можешь повлиять. Прямых рычагов нет. Бороться открыто с тем, кто решает, сколько денег на хозяйство и булавки тебе выдать, не можешь. Остается максимально разыгрывать козырь женской привлекательности, соглашаясь с тем, что этот мир принадлежит мужчинам.
Это продолжалось так долго, что мы до сих пор верим, будто ничего не изменилось.
А теперь давайте перенесемся в реальный мир. Сегодня женщины получают такое же образование, как и мужчины, имеют не меньший выбор профессий, плюс к этому наделены такими же гражданскими правами. Никто не мешает дамам развиваться, работать и зарабатывать. И некоторые пользуются такими возможностями. Но, конечно, не все.
Отказ осознать и принять перемены лишает возможностей представителей обоих полов.
Действительно до сих пор есть мужчины, которые снисходительно относятся к женщинам, считая их людьми второго сорта. А теперь представьте, какой силы удар под дых они получают, когда в карьере их обходит женщина. Веря в то, что «судьбы мира до сих пор вершатся в мужских туалетах», мужчины расслабляются, игнорируют конкуренцию с коллегами женского пола и оказываются у разбитого корыта. Очень больно оказаться хуже того, кого ты презираешь.
У женщин ситуация выглядит не менее печальной. Требуя компенсации за годы мужского гнета, они тратят энергию и время не на собственное развитие, а на попытки отжать то, на что не имеют права. Наше поколение не угнетали, с какой стати вам должны что-то компенсировать? Кто конкретно это должен сделать, в какой валюте и в какой объеме? Четкого ответа нет, нет измеримой цели, и поэтому не будет никакого положительного результата.
Девушки, которые верят, что женская сила до сих пор заключается в слабости, живут еще хуже. В первую очередь, из-за невысокого интеллекта. Во-вторых, из-за лени. Пока остальные учатся, работают над собой и прилагают усилия, чтобы стать кем-то, они упускают время и разлагаются. А потом страдают, что кто-то красивее и моложе получил больше привилегий. Но счастливицы ничего не отбирали у вас. Они получили то, на что вы претендовать в принципе не могли. Потому что пока вы искали, кого из смертных осчастливить своей слабостью, эти девушки пробовали себя и хватались за любую возможность.
Обратная сторона публичности. Почему страшно проснуться знаменитым
Обществу нужны звезды. Они развлекают, дают тему для бесед и становятся ролевой моделью. Все это накладывает огромное количество ограничений на человека, который согласился на публичность. И чем вы становитесь популярнее, тем меньше принадлежите себе и тем под больший удар подставляете своих близких. Вспомните статью о Василевич в Time — и представьте, что было бы с вами, прочитай такое ваши родители. И каково бы пришлось родителям, чьи соседи и коллеги прочли такое об их дочери.
Теперь представьте, что на вас все смотрят и всегда оценивают критически. Потому что промахи обсуждать гораздо интереснее, чем удачи. Выйти с грязной головой в магазин вы не можете — скажут, что вы неряха и еще приукрасят. Отказать кому-то в помощи просто потому, что не хочешь помогать конкретному человеку или организации, не можешь — скажут, что зазвездилась. Пойти с подругами поорать в караоке или оторваться в клубе тоже нельзя — через минуту это окажется в соцсетях. Запретов становится очень много, и чтобы выносить такой прессинг, нужен прочный стержень.
Мгновенно твои достижения начинают обесценивать. Посмотрите, как это происходит в случае с героиней этой статьи. Девушка побеждает в национальном конкурсе красоты и привозит вдогонку титул самой красивой женщины Европы. Это здорово, это большая работа над собой и куча нервов, но не видя изнанки, кажется, что все проходит в формате праздника, и девочек просто выгуливают перед телекамерами.
Как человек, который работал с конкурсами красоты, уверяю — это предприятие для дисциплинированных и стрессоустойчивых. Праздник там происходит у зрителей, а не участниц. Сами девушки находятся постоянно под колпаком, там жесткая муштра, во время дефиле на высоких каблуках они наматывают километры и потом не могут влезть ни во что кроме тапочек. Добавьте к этому нервное истощение после финала и понимание, что если сейчас перестанешь «крутиться», все усилия пойдут прахом, про тебя просто забудут.
Крупные конкурсы красоты похожи на большой спорт: участники ничего не производят, соревнуются в звании «самый-самый» и порой сильно гробят здоровье. Но спортсменов мы уважаем, а красивых девочек на каблуках — нет.
Я не призываю жалеть наших селеб — все взрослые люди и знали, на что идут. Это я рассказываю, чтобы, делая выводы о людях, вы разграничивали действительность и картинку, которую вам показывают. Иллюзии о легких достижениях и беззаботной красивой жизни дают неверную установку и заставляют оценивать себя хуже, чем вы есть на самом деле, лишают мотивации достигать целей. Потому что кажется, будто девочкам из телевизора все упало с неба, а значит, упадет и вам тоже.
Преимущество по праву рождения
Я готова отстаивать равенство гражданских свобод каждого — в независимости от пола, национальности, политических убеждений и пр. Но также я принимаю идею неравного распределения благ «со старта»: лучшее, что удается заработать и наработать, люди передают своим детям и близкому окружению, а не посторонним.
Кто-то рождается в богатой семье и по праву рождения получает многие бонусы, о которых может только мечтать ребенок у бедных родителей. Кому-то везет родиться в семье академиков или творческой элиты, и просто общаясь с родителями и друзьями семьи, получить фору в развитии. Кто-то растет в семье спортсменов и с раннего возраста привыкает к дисциплине и физическим нагрузкам. Примеров таких подарков от жизни — миллионы. Честно скажу, мне как человеку, которому от родителей перешла склонность к полноте, а не особняк в Лондоне, печально это признавать. Но распределение благ работает вне зависимости от того, комфортны нам эти механизмы или нет.
Таким же бенефитом при рождении является красота. Однако если деньги можно заработать, интеллект прокачать, а спорт полюбить после нескольких лет тренировок, то потрясающая внешность уровня супермодели недостижима для большинства. Добавьте к этому мимолетность молодости — и поймете, почему юная естественная красота так цепляет и дает такую фору в социуме. Потому что это редкий некопируемый ресурс, которым к тому же обладатель не может поделиться.
Я ради интереса почитала, что пишут девушки в комментариях о Марии Василевич — большинство негодует, что успех пришел к ней, благодаря ее внешности. Эта женская нелюбовь к красавицам лежит именно в плоскости отрицания неравного распределения благ. Потому что недодали при рождении, а самой с нуля нарабатывать лень и много чести. Казалось бы, иди в зал, корректируй питание, научись краситься и обратись к стилисту — все это не сделает тебя Марией Василевич или Натальей Водяновой, но обязательно пойдет на пользу. Однако мы хотим ныть. Гораздо проще объявить стандарты красоты надуманными, обидеться на весь свет и втихаря посмеиваться над красавицами, у которых есть то, что недоступно вам.
Мужской негатив, кстати, проще понять. Сегодня мужчины лишены привилегий, которые раньше были по умолчанию у сильного пола, и вынуждены конкурировать на равных. Но на равных не получается: красивая умная девушка все равно получит больше. Это нечестно и очень печально.
Предвижу в комментариях крики дам, которые считают, что внешность и пол помешали их профессиональному росту. Поэтому сразу отвечу: внешность и первичные половые признаки становятся преградой к счастью, когда нет ничего кроме внешности и первичных половых признаков.
Как молодая депутат подливает масла в огонь?
Вероятно, подразумевается, что в этой статье я, как специалист, дам оценку пиар-стратегии депутата. Но, честно говоря, я не имею ни малейшего представления о целях и планах Марии, чтобы написать что-то серьезное. Иногда пиар, который со стороны кажется провальным, оказывается невероятно удачным, если оценивать результат и неизвестные общественности нюансы.
Поэтому мы сделаем предположение и на его базе проведем анализ. Вероятно, он будет полезен девушкам, которые в будущем планируют попробовать себя в политике. Предположим, что Мария хочет развиваться как политик и планирует привлечь больше сторонников для своих инициатив.
- Смиритесь с необходимостью неизбежной работы с соцсетями
Сегодня каждый человек вполне себе медиа, и транслировать свои мысли через блог он может гораздо большему количеству людей, чем при личном общении. Политику глупо отказываться от такого ресурса. Трамп, например, это прекрасно чувствует и понимает, самостоятельно генерируя себе пресс-поводы и захватывая внимание аудитории. Пожалуй, еще ни один твиттер в мире не цитировался с такой регулярностью журналистами.
- Выберите соцсеть под свою аудиторию и сконцентрируйтесь на ней
Washington Post остроумно отмечает: «Твиттер и Фейсбук — это старые новости; Инстаграм — там, где новости. Это имеет большое значение с политической точки зрения». Выберите формат общения, который действительно сможете выдерживать на длинной дистанции и придерживайтесь его.
- Не ведите соцсети, как красивая девочка
Особенно, если вы действительно красивая и молодая. Люди должны понимать, что кроме внешности у вас есть еще что-то, и вы действительно настроены серьезно. Посмотрите, как ведут Instagram женщины-звезды мировой политики:
Например, Александрия Окасио-Кортес, самая молодая женщина, когда-либо избиравшаяся в Конгресс США. Совсем немного личных фотографий, но много интересного политического контента, который рассказывает, чем именно занимается политик.
Или Нэнси Пэлоси, Председатель Палаты представителей в Конгрессе США (а еще — первая женщина, оказавшаяся на этом посту и третий человек после президента и вице-президента в государственной иерархии).
А также Зузана Капутова, действующий президент и Верховный главнокомандующий вооруженными силами Словакии.
И Камала Харрис, сенатор рт штата Калифорния, бывший Генеральный прокурор.
- Продумайте, какие визуальные особенности станут вашей визитной карточкой
Например, Мадлен Олбрайт не просто носила броши, а использовала их в качестве дипломатического языка. Окасио-Кортес создает имидж человека, который не придает большого значения внешнему виду, однако на важные мероприятия она приходит с помадой темно-красного оттенка и часто в белом костюме.
Интересно, что именно его как символ суфражитсткого движения Окасио-Кортес надела в свой первый рабочий день в Конгрессе.
Как видите, здесь важен символ и последовательность, а не модельная внешность. Ошибка Марии в несогласованности образов: ученица на заседании Парламента, фея на балах, девчонка из соседнего подъезда во время интервью. И это не может не сказываться на отношении к ней.
- Не ведитесь на провокации журналистов и не давайте уводить вас в сторону
Каким был самый популярный вопрос в первый рабочий день Марии в Парламенте? Правильно: что она надела и сколько потратила на сборы. Это очень показательный момент — о программе и планах спрашивали вскользь, и Мария подыгрывала такому пренебрежению.
Это не значит, что становясь политиком, вам нельзя будет говорить о нарядах. Можно и нужно. Но это не должно становиться главной темой и уводить в сторону от вашей основной задачи. Расставляйте приоритеты.
- Подумайте, как рассказать о своей инициативе интересно
Слушать многих, не только белорусских, политиков опасно для здоровья — зевая, рискуешь сломать челюсть. Это даст фору тем, кто не станет пренебрегать ораторским искусством и поймет, что у зануд никогда не бывает восторженных поклонников. Делайте важное и рассказывайте об этом интересно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.