Детство и юность
Захар Ошерович Зимак родился в 1920 году в Варшаве в крайне бедной многодетной семье. Взрослеть пришлось рано, уже в шесть лет надо было помогать родителям. Но Захар очень хотел учиться: стал лучшим учеником в польской и еврейской школах, а потом и в гимназии. К образованию относился крайне ответственно, освоил латынь, французский, немецкий языки и эсперанто. В это время Захар познакомился со своей будущей женой Александрой Моджевской.
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, и с началом нацистской оккупации Польши поток еврейских беженцев хлынул на территорию Западной Беларуси. Захар и Александра оказались в белорусском местечке Коссово. Когда к власти пришли Советы, молодым людям предложили работать учителями в сельской школе. Но вскоре нацисты напали на Советский Союз, и молодую семью отправили в Коссовское гетто.
Остаться в живых
В Коссовском гетто на долю Александры и Захара выпало множество тяжелейших испытаний, не раз их жизнь оказывалась на волоске. Но им посчастливилось остаться в живых. От расстрела спасло то, что немцам понадобился переводчик, им и стал Захар Зимак. Ликвидация гетто началась зимой 1942 года. Всего нацисты уничтожили здесь более 4500 человек. И только около двухсот узников освободили партизаны отряда имени Щорса, где командиром отряда был бесстрашный Павел Пронягин. Среди спасенных оказались Александра и Захар Зимак.
О партизанском периоде своей жизни громко и откровенно Захар Зимак рассказал уже в пожилом возрасте. А имя начальника штаба Брестского партизанского соединения Павла Пронягина он увековечил через много лет, инициировав в Иерусалиме закладку аллеи памяти партизанского командира.
В партизанском отряде Пинского соединения имени Кутузова Захар Зимак стал командиром отделения, участвовал в боевых действиях, в частности в рельсовой войне, был ранен. Достойным бойцом показала себя и Александра, которая неоднократно наряду с мужчинами направлялась на боевые задания. За мужество и доблесть супруги отмечены орденами Великой Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» и многими другими наградами. Захар и Александра прожили вместе всю жизнь, вырастили троих детей.
Педагог с Божьей искрой
О феномене Захара Зимака иногда говорят: «Педагог с Божьей искрой». Война оставила сиротами много детей. Истерзанным войной юным душам нужна была помощь, требовалось вернуть их к нормальной жизни. Захар Зимак стал директором детского дома в местечке Погост-Загородск (тогда Логишинского, а ныне Пинского района). Под его опекой оказались дети-сироты, о которых он рассказал в одной из публикаций.
«…Шестеро Счастных. Их отца, милиционера из деревни Ковнятин Пинского района, гитлеровцы закололи штыками. У Саши Кебеца, Зины Пашкевич, Эдика Безлюдова отцы были председателями колхозов. Их немцы повесили на глазах семей. Матери умерли от горя.
Валя и Зоя Дьяковы - близнецы. Родились в конц-лагере. Женщины скрывали их от надзирателей. Мать умерла, а девочки выжили. В детском доме первое время они прятались под кроватями, столами, завидев издалека кого-нибудь в военной форме.
Отец Толика Незнашева погиб в воздушном бою. Мать умерла от тифа. Когда ее хоронили, он просил: «Не сыпьте песок маме на глаза. Она не увидит меня».
Секреты воспитания
В неспокойные послевоенные годы Захару Зимаку пришлось возглавить комиссию по борьбе с бандитизмом. Долгое время оружие было при нем даже ночью. В Погост-Загородском детдоме ребят объединили в «семьи» по 12-14 детей от 5 до 14 лет. Они жили в отдельных домиках, каждый выполнял посильные бытовые обязанности. Старшие шефствовали над малышами и читали им сказки на ночь. Одним из главных условий воспитания было занятие общественно-полезным и производительным трудом. Со временем детдомовцы сами стали зарабатывать: шили, столярничали, держали огород. Из хулиганов они превратились в пример для местной молодежи. Воспитанники детского дома эффектно выглядели на праздниках в специально отшитой форме. Летом они со всей ответственностью подменяли ушедших в отпуск работников - поваров, уборщиков, конюха. В начале педагогической деятельности Захар Зимак руководствовался учением Януша Корчака, выдающегося польского педагога, врача, писателя, публициста, работавшего в детских приютах. Пригодилась методика воспитания трудных подростков Антона Макаренко, а с Василием Сухомлинским, автором книги «Сердце отдаю детям», Зимак был знаком лично, вел активную переписку. Знания вместе с собственным уникальным опытом, просветительская деятельность, искренняя любовь к детям дали удивительный результат.
Огромное внимание уделялось культурному и военно-патриотическому воспитанию. В летних походах воспитанники прошли военными тропами Пинщины, собирали местный фольклор, побывали во всех городах-героях СССР. Сам маршал Советского Союза Семен Тимошенко как-то прислал детям большие армейские палатки. Из Тимирязевской сельскохозяйственной академии для выращивания на подсобных участках присылали семена овощей и красивейших цветов. Шефствовавший над детдомом знаменитый скульптор Заир Азгур всячески поддерживал художественные начинания воспитанников. За всем этим, конечно, стоял директор. И от каждого члена педагогического коллектива он требовал искреннего участия в судьбе детей. Сотни воспитанников детского дома, сирот войны стали успешными людьми с благополучным будущим. Детдомовцы стали настоящей крепкой семьей и навсегда сохранили теплые воспоминания о своих учителях, которые заменили им родителей.
С 1961 года Захар Ошерович с женой Александрой Хильевной работали в школе-интернате в поселке Телеханы Ивацевичского района. И здесь, будучи директором Телеханской школы-интерната, Зимак создал дружный педагогический коллектив, где было много молодых учителей. Впервые в Беларуси он ввел самоуправление школой самими учащимися на определенные периоды обучения. За передовым опытом к известному педагогу приезжали делегации со всех концов Советского Союза. В Телеханах и сейчас помнят и ценят легендарного учителя.
В 1970 году Зимак защитил диссертацию на степень кандидата философских наук и до выхода на пенсию работал доцентом кафедры философии Брестского инженерно-строительного института. И здесь его называли совестью кафедры.
Полесский учитель написал множество статей по педагогике. В почтенном возрасте он посвятил себя сохранению памяти жертв Холокоста. Инициировал открытие в Коссово краеведческого музея, в 90-е годы вместе с энтузиастами возродил еврейскую общину в Бресте, поднимал вопрос о необходимости сбора средств для установки памятника на Бронной горе - месте гибели 50 тысяч узников Брестского гетто, добился от властей района прокладки к урочищу Бронная гора гравийной дороги. С помощью местных жителей был установлен временный мемориальный камень.
Умер Захар Ошерович Зимак 4 октября 2013 года в День учителя в возрасте 93 лет, похоронен в Израиле. На надгробье выгравированы слова Некрасова: «Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!»