Какие качества подтянуть, чтобы вас точно взяли на работу? Объясняет профи с 15-летним опытом
Чем ближе Новый год, тем ближе и весеннее распределение для студентов-выпускников. Да и вообще какому молодому человеку не нужна работа? «Вопрос актуальный, так как все работодатели хотят людей с опытом. А где его взять, если надо было учиться?» — говорит Ксения Кручинина, HR, рекрутер, специалист по построению отношений с персоналом и автор фейсбук-проекта #какискатьработу. FINANCE.TUT.BY попросил Ксению выделить софт-скиллс, которых не хватает студентам, но которые могут вас сильно выделить при приеме на работу. Получилось шесть — записывайте.
С чего начать? И что такое эти ваши софт-скиллс?
— Для начала самый важный совет, который оправдывает себя всегда: к моменту окончания вуза у вас должен быть серьезный опыт стажировок, волонтерства, практик и дополнительного образования, — подчеркивает Ксения. — Слава богу, возможности интернета сегодня безграничны, бизнес-сообщество страны становится все более осознанным и социально зрелым и предоставляет возможности для этого. Так что совершенно любой студент к 4−5-му курсу может получить солидный опыт и знания, если правильно будет использовать студенческие годы.
Из важных знаний, которые обязательно надо приобрести во время учебы, — это английский язык. Сегодня это стало фактически базовым требованием большинства работодателей. Также знание языка повышает шансы сразу получить чуть более высокооплачиваемую работу, чем ваш коллега — вчерашний студент с таким же образованием, но без знания иностранного языка. Теперь перейдем к софт-скиллс.
Софт-скиллс (с англ. soft-skills, т.е. «гибкие навыки») — неспециализированные, важные для карьеры навыки, которые не связаны с конкретной областью знаний, но отвечают за эффективное участие в рабочем процессе.
Шесть софт-скиллс, которых всем не хватает, и что надо знать про их развитие
Любой навык тренируется. У кого-то какой-то навык развивается чуть лучше, потому что семья, окружение и среда помогали формировать навык естественным образом, у кого-то, кому меньше повезло со средой развития, хуже. Факт из мира психологии: тот, кто прикладывает максимальные усилия и усердие для развития какого-либо качества в себе, может достигнуть гораздо более высоких результатов, чем тот, кому навыки или качества были даны природой, но он(-а) не занимается их развитием. На длинной дистанции первый тип людей — те, которые вкладывают в свое развитие, — всегда будут успешнее.
Я предлагаю рассмотреть наиболее популярные софт-скиллс и то, как их развивать.
1. Инициативность
Пример: многие хотят получить работу, при этом даже не пробуют сделать первый шаг — написать потенциальному работодателю, отправить резюме на вакансию и так далее. Как будто человек заранее разочарован отказом, уверен, что получит его.
Инициативность — это ваше личное желание участвовать в как можно большем количестве проектов, пробовать что-то новое, предлагать свою помощь коллегам или руководителю на работе, предлагать идеи и самое главное — быть готовым(-ой) их реализовать. Это очень важное качество.
Есть большое количество инструментов, которые помогают развивать в себе инициативность. Самые простые из них, как бы это банально ни звучало, — индивидуальное планирование года или пятилетия, постановка целей, описание желаний. Если погуглить, интернет предложит огромное количество популярных упражнений для развития этого качества в себе.
2. Критическое мышление
Пример: как сказали — так и сделал. После работы по шаблону 11 лет в школе и 4−5 лет в университете мы не способны подумать, правильно ли поставлена задача, высказать сомнение по тому или иному поводу.
К сожалению, если инициативность вы можете начать проявлять уже завтра, то критическое мышление — это более сложный по своей структуре навык, для того чтобы его развивать в себе, надо научиться правильно подходить к изучению любого вопроса.
«Правильно» в этом случае значит уметь:
- отличать факты от пропаганды или частного мнения;
- собирать и проверять информацию из разных источников;
- выбирать достоверные источники;
- и — мой самый любимый инструмент в мире — задавать вопросы, для того, чтобы оценить информацию со всех сторон.
3. Способность обучаться
Пример: немногие после окончания университета (и даже уже устроившись на работу) способны сами, по онлайн-курсам или книгам, чему-то научиться. Всем нужна «нянечка», которая будет давать задания и контролировать прогресс.
Самое прекрасное качество для специалиста в современном мире! Люди, которые научились учиться, всегда вызывают у всех уважение и восхищение. Это значимый навык, потому что только он помогает вам оставаться на плаву и повышать свою стоимость на рынке и в бизнесе.
Еще 3−5 лет назад «опыт» имел самое важное значение для любого работодателя. Он и сейчас остается важным требованием, но проблема в том, что мир очень быстро меняется: то, что вы делали-знали-умели в прошлом году, может уже быть неактуальным в этом. Каждый год важные для бизнеса процессы претерпевают изменения, и вы должны, даже обязаны, постоянно учиться, чтобы поддерживать свой опыт в актуальном состоянии.
Опять же, огромное количество рекомендаций о том, как правильно учиться, есть в интернете. Я дам три маленькие и короткие: учитесь нон-стоп (составьте план обучения на год), будьте проактивны (научитесь находить, где и как получить нужную информацию), практикуйтесь (выучил(-а) — сразу внедряй и делай).
4. Стремиться к лучшему
Пример: зачем делать что-то идеально, если и так примут? Получается наше белорусское «хай так», помноженное на молодость.
Это действительно культурологическая проблема общества, сформированная историей нашего народа. Когда что-то делали не от любви или желания делать и творить, а потому что так требовали внешние силы (государство) и они же устанавливали критерии минимально приемлемого результата. Мы долгое время жили в такой историческо-культурной среде.
Надо делать все возможное, чтобы избавиться от такого наследия. И начинать обязательно с себя. Убейте в себе пофигиста, неряху, бездельника. Требуйте высокое качество исполнения от самого себя. Это очень сложно, особенно если среда не требовала от человека высокого качества исполнения.
Что делать, если вы уже знаете, что вы растяпа? Ищите команду, людей, конкретного человека, который будет требовать от вас этого высокого качества, будет тренировать и дрессировать. Сначала на неосознанном уровне — вы просто будете исполнять приказания и исправлять ошибки. Чем дальше, тем больше сознание будет привыкать, и в итоге частое выполнение сложных требований должно вывести исполнение задач в высоком качестве на автоматический уровень.
5. Ответственность
Пример: если вы молоды и над вами есть начальник, удобно спросить все у него даже по мелочи, вместо того чтобы «рискнуть» или решить проблему самостоятельно.
У меня есть удивительная история про «ответственность». В разные периоды жизни я слышу от разных руководителей фразы в стиле «он(-а) совершенно безответственный человек». Когда я прошу объяснить, что конкретно человек имеет в виду под словом «ответственность», часто это вызывает затруднение.
Это просто социальное слово, которым довольно часто манипулируют. Если свести это слово к «дает обещание и выполняет, а если не выполняет, то всегда предупреждает и информирует», то скилл выглядит довольно простым. Можно уже прямо сейчас начинать качать этот навык. Рекомендую начать с «пообещал — сделай». Этот жизненный принцип и навык уже поможет стать лучше, чем 99% среднестатистических работников постсоветского пространства.
6. Умение работать в команде
Пример: в школе мы привыкли, что класс делят на группы случайным образом. В итоге в группе всегда находится лучший и тянет все на себе, а остальные ничего не делают — и так «сделается» же. Эта же привычка переносится на работу: кто-то делает все только один, кто-то не умеет работать в команде.
Этот навык про психологию и коммуникацию. Если вы поймете, что люди и их возможности разные, научитесь видеть, в чем хорош и прекрасен тот или иной человек, и научитесь правильно взаимодействовать с человеческими особенностями, успех придет очень быстро. Люди любят тех, с кем им комфортно и хорошо, а если вы будете давать им комфорт и развитие, видя их особенности, — они будут благодарны и будут помогать вам развиваться дальше.
Надо учить психологию, умение общаться. Начать можно со старой книги Дейла Карнеги о том, как заводить друзей. Все самые базовые законы, как начать приятное общение с людьми, неизменны уже много веков.