Фрэнсис Фукуяма: К демократии можно прийти без крови. Все зависит от граждан
04.11.2019 13:32
—
Разное
Беларусь станет большим геополитическим вопросом в ближайшие несколько лет, – заявил знаменитый политолог Фрэнсис Фукуяма, который еще 30 лет назад объявил «конец истории».
Об этом профессор Стэнфордского университета Фрэнсис Фукуяма сказал в эксклюзивном интервью Белсат
Уважаемый профессор Фукуяма, очень большая честь иметь возможность с вами разговаривать.
Спасибо большое, я тоже очень рад.
Господин профессор, вы глобальный мыслитель, но хочу вас спросить более узко, регионально. Что вы думаете о такой стране, как Беларусь, которая сильно зажата между Востоком и Западом?
Полагаю, что Беларусь станет большим геополитическим вопросом в ближайшие несколько лет, так как возможность объединения России и Беларуси висит в воздухе, и с российской стороны есть много предпосылок, что это произойдет. Поэтому за Беларусью нужно пристально следить.
Считаете ли вы, что постсоветские страны могут быть демократическими? В наше время демократия – это соответствующее направление, в котором следует двигаться?
На самом деле это единственный выбор, если страны хотят быть успешными в длительной перспективе. Украина четко идет в этом направлении. Главный вызов для украинцев – это борьба с коррупцией. И единственная возможность это реализовать – создать более открытую политическую систему.
К этому добавляются медиа, которые разоблачают коррупцию и подстерегают чиновников. Безусловно, это еще не демократия, но они по крайней мере имеют шанс туда прийти. По моему мнению, политическая система Украины близка к Беларуси и России, но для них эта борьба еще впереди.
Возможно ли это сделать без пролития крови?
Думаю, что это всегда возможно. Если страна имеет образованных граждан и открываются возможности сделать что-то без насилия, это становится возможным.
Тридцать лет назад вы объявили конец истории. Как вы видите мир сейчас? Что мы можем сделать, чтобы предотвратить глобальный конфликт, о котором вы говорите?
Идею конца истории я на самом деле взял из марксизма. Мол, коммунизм – это конец истории. Но выглядит так, что мы не дошли до него, а застряли на предпоследней ступеньке – как ее Маркс называл, буржуазной демократии.
Я до сих пор убежден, что это точка выхода к дальнейшему развитию для различных политических моделей обществ. Но, наверное, мы сейчас в другом периоде развития. Демократия имеет много угроз в мире. Например, Россия и Китай, которые толкают ее обратно.
Также мы имеем рост популизма в развитых демократиях США и Великобритании. Мы сейчас в очень напряже ом периоде, и выцветание демократии – в руках тех, кто голосует, и лидеров разных стран мира.
Что мы, люди, можем сделать, чтобы избежать этого глобального происшествия? Мы должны быть более образованными? Что мы можем сделать?
Люди должны обращать внимание и принимать участие в политике. Если ты живешь в авторитарной стране, это сделать трудно. Но также есть определенные пути мобилизации и борьбы против авторитарных властей.
Вы согласитесь, что сейчас страх – одна из главных эмоций, что управляют политическим миром?
Да, но это скорее комбинация. Страх – важная эмоция. Злость – еще одна, которая, например, мотивирует людей голосовать за популистов, так как те чувствовали себя обиженными за то, как к ним относились. К сожалению, политика более базируется на эмоциях, чем на аргументах.