80 лет Брестской области: решено волей народа
Для Брестской области, точно также как и всех остальных земель, освобожденных в результате осеннего похода Красной Армии 1939 года, событием особой важности стало проведение 28 – 30 октября в Белостоке Народного Собрания Западной Белоруссии. Именно тогда официально началась юридическая процедура установления на ее территории нового – советского государственного строя, а также включения в состав Белорусской Советской Социалистической Республики.
Детали и подробности этого широкомасштабного мероприятия известны в буквальном смысле слова до отдельных реплик благодаря сохранившимся экземплярам стенографического отчета, вышедшего в свет в 1946 году. Почти двести страниц и поныне хранят атмосферу тех трех дней, изменивших в том числе жизнь Брестчины: ее представители на этом собрании не только голосовали с мест в зале, но и выступали перед ним с высокой трибуны.
Почет и уважение – человеку труда
Форум, о котором идет речь, с полным правом можно считать явлением уникальным. Во-первых, по своей демократичности: согласно положению, участвовать в выборах в Народное Собрание имели право все жители, достигшие 18-летнего возраста. Выдвигались кандидаты в депутаты Народного Собрания крестьянскими комитетами, временными управлениями, собраниями рабочих по предприятиям, собраниями рабочей гвардии и интеллигенции. Во-вторых, по широте представительства: в голосовании приняли участие 2672280 избирателей (96,71% выборщиков), из них 2409522 проголосовали за выставленных кандидатов (90,67% выборщиков).
Главной отличительной особенностью Народного Собрания являлось полное соответствие своему названию – его депутаты были из народа и представляли интересы простых людей, а также характеру новой власти, которую предстояло утвердить. Поэтому не случайно почетное право открыть первое, утреннее заседание 28 октября было предоставлено старейшему депутату С.Ф. Стругу. «Я сам крестьянин – бедняк из деревни Мосевичи Волковысского уезда, при польской власти не имел никаких прав, а теперь депутат своего народа и открываю наше Народное Собрание», – обратился к присутствующим Степан Францевич.
Судя по реакции зала, стремление к скорейшему установлению Советской власти было единодушным и неподдельно-искренним. Депутат по седьмому округу Белостока Сергей Притыцкий в своем выступлении агитировал за нее не лозунгами, а конкретикой доводов и аргументов, уже подтвержденных на практике очевидных плюсов и преимуществ, обращаясь в том числе и к женской части аудитории:
«Большая забота о человеке проявляется еще до его рождения, ибо беременная женщина за месяц до родов и после них получает отпуск, и ей платят так же, как и на работе.
Советская власть – это значит полное равноправие женщин. Женщине в Советском Союзе предоставляются равные права с мужчиной: это полноправный гражданин, участник и строитель новой жизни. Женщина в Советском Союзе может быть инженером, летчиком, депутатом, командиром, народным комиссаром. А разве это не знаменательный факт, что у нас здесь на основе равного, всеобщего и тайного голосования собралось 125 женщин-депутатов?»
В защиту изложенных Сергеем Притыцким доводов высказался депутат избирательного округа Барановичского уезда И.И. Райский:
«Голосовать за Советскую власть я призываю потому, что она строит заводы, фабрики, дворцы культуры, театры, клубы. Мы любим нашу землю и постараемся, чтобы на нашей освобожденной земле было больше хлеба, цвели бы прекрасные сады и чтобы все богатства нашей земли послужили для всеобщего блага народа. Трудящиеся Западной Белоруссии поручили нам голосовать за Советскую власть, потому что она уничтожит национальную рознь, национальное бесправие и даст возможность всем национальностям развивать свою культуру.
Голосовать за власть Советов – это значит голосовать за право народа на образование, за сотни и тысячи новых школ и университетов для трудящихся».
Воплощенная мечта миллионных масс
Решение вопроса о вхождении Западной Белоруссии в состав БССР началось на третьем, утреннем заседании собрания 29 октября 1939 года. Основным докладчиком по нему выступил Флор Донатович Манцевич – человек интересной судьбы: первый учитель народного артиста СССР Геннадия Цитовича, он собирал белорусский песенный и музыкальный фольклор, занимался музыкой, печатался в газете «Наша нiва» под псевдонимом Якiм Пярэчка, выступал за открытие белорусских школ при польской власти, а после присоединения Западной Белоруссии участвовал в создании новой системы народного образования.
«Не раз на протяжении истории вражеская рука разъединяла белорусский народ с русским, разъединяла и сам белорусский народ, разрывая на части нашу Родину. Уже сейчас освобожденный народ Западной Белоруссии пользуется свободой и своими правами. Доказательством тому служит то, что мы здесь собрались.
Наш народ понимает, что это (вхождение в состав БССР и СССР. – Прим. Е.Л.) разрешит вопросы его экономического развития, залечит глубокие раны на теле измученной Родины. Хозяйство Западной Белоруссии преобразится, расцветет всесторонне. Только со вступлением в Советский Союз в Западной Белоруссии исчезнут безработица, отсталость, появятся новые кадры квалифицированных рабочих, техников, инженеров. Мы уверены, что рост белорусской культуры в нашем государстве, развитие языка, искусства, расцвет народных талантов возможны только на основе добровольного объединения с братским народом советской Белоруссии.
В этот день, сегодня, Западная Беларусь станет советской», – констатировал Флор Манцевич.
В обсуждении его доклада от имени избирателей Кобринского уезда взяла слово крестьянка Александра Федосюк:
«На нашу долю, как избранникам народа, выпало принять участие в первом Народном Собрании, на котором мы должны решить вопросы исторической важности. Эти вопросы мы решим так, как этого требует трудящийся народ Западной Белоруссии.
Нашей мечтой, мечтой миллионных масс Западной Белоруссии всегда было присоединение к братскому белорусскому народу. Эту мечту мы можем полностью осуществить. Проголосуем за то, чтобы стать единой Советской Социалистической Республикой, войти в великую семью народов Советского Союза и вместе строить социалистическое общество. Вхождение в Союз Советских Социалистических Республик будет залогом того, что прошлое никогда не вернется».
Предложение о присоединении поддержал и депутат А.И. Леоновец от рабочих и крестьян Столинского уезда: «Мы хотим говорить, думать и учиться на родном языке. Мы хотим, чтобы наша старость была обеспечена, чтобы наши дети учились в средних школах, университетах и академиях».
Дресс-код для Кремля
В списках делегатов форума оказался и будущий Почетный гражданин города Бреста, а тогда недавний политзаключенный, участник революционно-освободительного движения Василий Ласкович. Собственные воспоминания о тех волнующих исторических моментах впоследствии он подробно отразил в своей книге «Подвиг Коммунистической партии Западной Белоруссии. 1919 – 1939 гг.»:
«Народное собрание проходило в здании театра Белостока, где в основном проживало польское население и где пролетариат Белостокского текстильного округа в течение двух дней демонстрировал солидарность с нами.
Я был избран депутатом. Предстояла поездка, встал вопрос: в чем ехать? Только что вышел из тюрьмы, вместо костюма был набор разной одежки. На складе лежали костюмы разных размеров и расцветок. Ни я, ни кто-либо из моих единомышленников не предложил пойти выбрать то, что нравилось. Мысль взять что-нибудь со склада была несовместима с моими убеждениями. На счастье, как и раньше, выручали товарищеские традиции. Собрался актив прошлого подполья, начали готовить меня в дорогу. Все были в приподнятом настроении, знали, что я еду в Белосток утверждать Советскую власть, а для этого не было жалко ни времени, ни помощи. Кто дал брюки, кто рубашку, а Марк Черевко, мой задушевный товарищ, снял со своих ног ботинки, а сам надел обыкновенные белорусские лапти».
Вскоре была образована полномочная комиссия для поездки в Москву на заседание V сессии Верховного Совета СССР, чтобы передать просьбу Народного Собрания о принятии Западной Белоруссии в Советский Союз. Из состава комиссии, насчитывающей пятьдесят человек, Василия Петровича исключили по вышеупомянутой причине … непрезентабельности внешнего вида, о чем он впоследствии очень сожалел:
«Осмотр и беседу с каждым вел лично Пантелеймон Пономаренко (первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии в 1938 – 1947 годах. – Прим. Е.Л.). Принял он меня любезно, поблагодарил за мое участие в работе. Внимательно осмотрел мой пестрый наряд, и я уловил, как его глаза потускнели. Стало ясно – в Москве мне не бывать.
Примерно через час один из его помощников отвел меня в сторону, то ли с сожалением, то ли с упреком сказал: «Ты что, не мог найти поприличнее костюм?» Пришла на ум народная поговорка: «По одежке встречают, по уму провожают». Первая часть была не в мою пользу.
Тогда не пожалел, что не тронул тех костюмов, которые хранились на складе. Прошли годы, выработалось новое мышление, и теперь сожалею, что не попал в полномочную комиссию. Несомненно, туда вошли достойные люди, они были приняты Сталиным, и это уже само по себе представляло большой интерес. Непростительно то, что никто из них не оставил об этом ни строчки».