Загадка Марка Захарова. Какой была жизнь человека, чьи фильмы бессмертны
Великий Марк Захаров недожил до своего дня рождения всего две недели. Режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор — с его смертью ушла целая эпоха. Удивительно, но в творчестве этого мастера нет провальных работ. Хотя сам он к своим успехам относился со здоровой долей скептицизма: «В последние годы я слышу в свой адрес много явно завышенных восторгов. Пока у меня хватает ума реально их оценить, а также ощутить свои слабости, сомнительные режиссерские акции, кстати, и человеческие».
Марк Захаров навсегда вписал свое имя в историю культуры, и остается загадкой, как его фильмы, во-первых, не пострадали от цензуры, а во-вторых, остались любимыми для такого количества людей — самых разных возрастов и сфер интересов.
В день его появления на свет — 13 октября — вспоминаем путь этого неподражаемого мастера.
Он родился в далеком 1933 году, в коммуналке на Красной Пресне. Папа — бывший красноармеец, а мама училась актерскому ремеслу. Как и многие семьи в то время, родителей Захарова ждали большие испытания: когда Марику едва исполнился годик, отца арестовали по 58-й статье: «За контрреволюционную деятельность». По счастью, он остался жив, получив по приговору 3 года тюрьмы и ссылку с запретом жить в столице.
Чтобы содержать семью, маме приходилось тяжело работать. Маленький Марк часто оставался с бабушкой — Софьей Николаевной. В один из таких дней она отвела его на «Синюю птицу» во МХАТе. Первая театральная постановка произвела на 7-летнего мальчика такое сильное впечатление, что он заболел театром. И немедленно записался в драмкружок Дома пионеров, где, кстати, занимался вместе с будущей легендой — Андреем Тарковским. А после окончания школы поступил в ГИТИС.
В 1955 году он получает актерский диплом и по распределению отправляется на работу в пермский драматический театр. Провинциальные подмостки оказались судьбоносными для молодого Захарова: здесь он впервые попробовал себя в качестве режиссера и сошелся со своей будущей женой Ниной Тихоновной Лапшиновой. Они познакомились еще во время учебы в ГИТИСе. Девушка попросила его нарисовать карикатуру в стенгазету.
«Она произнесла всего одну фразу, которая меня покорила, и я стал относиться к ней, как к некому чуду. Она сказала: «Захаров-Презахаров. И вот это, Захаров-Презахаров, я запомнил на всю жизнь. У нее был какой-то лексический талант».
Спустя три года Захаров возвращается в столицу вместе с молодой супругой и устраивается в театр имени Гоголя. Здесь он все чаще приходит к той мысли, что не хочет быть актером: ему гораздо интереснее создавать театральные постановки, писать сценарии, быть режиссером.
Он дебютирует в студенческом театре МГУ со спектаклем «Дракон» по Евгению Шварцу. И сразу же следом ставит «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольда Брехта. Работы юноши замечает тогдашний худрук московского театра сатиры Валентин Плучек и приглашает Захарова к себе на работу режиссером-постановщиком. Марк Анатольевич немедленно соглашается: служить в таком звездном коллективе было большой честью.
Интересный факт: одна из ведущих актрис Театра сатиры Татьяна Пельтцер почему-то с первых дней невзлюбила Захарова: «Почему как только человек ничего не умеет делать — так сразу в режиссуру». Но совсем скоро переменила свое мнение. А спустя 6 лет, когда Марк Захаров перебрался в Ленком, ушла вслед за ним.
Постановки Захарова в Театре сатиры шли с неизменным успехом. Правда, не обходилось и без неприятных моментов. Пьеса «Доходное место» Александра Островского прошла 40 раз с аншлагом, но вдруг постановку запретили. Такая же судьба ждала и следующую комедию «Банкет». Власть имущим были неприятны остросоциальные спектакли, в которых они видели насмешку над собой.
Карьерный взлет нисколько не мешал тихому семейному счастью режиссера. В 1962 году у супругов появляется долгожданная дочка Сашенька — будущая звезда Ленкома народная артистка Александра Захарова.
В 1973 году московский театр имени Ленинского комсомола покинул главный режиссер Анатолий Эфрос. Новый рулевой там был нужен как воздух. На смену Эфросу пришел Марк Захаров. И задержался на своем посту 45 лет.
Первой звездной постановкой стал «Тиль» по пьесе Григория Горина. Главные роли исполнили Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина.
Год спустя успех закрепила инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился» с Александром Абдуловым и Олегом Янковским в главных ролях.
В 1976 году зрители рукоплескали новому шедевру — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Это была одна из первых советских рок-опер. Музыку написал знаменитый композитор Алексей Рыбников. А в основу легла драматическая кантата Пабло Неруды о чилийском разбойнике. Спектакль выдержал 17 сезонов и 1050 показов.
Однако этот музыкальный спектакль был лишь предвестником того безусловного хита, который буквально «взорвет» театральную Москву. В 1981 году состоялась премьера «Юнона и Авось». Трогательная история о любви на всю жизнь — под музыку Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского.
Билеты на эту постановку сложно купить и по сей день. «Я тебя никогда не забуду» — подпевали зрители главному герою в блистательном исполнении Николая Караченцова. К слову, Караченцов играл эту роль с 1981 по 2005 год, до автоаварии, унесшей здоровье актера. А сам спектакль показывают уже 38 лет, и число показов близится к 2000. Существует и две телеверсии легендарной постановки, также срежиссированные Захаровым.
В 70-е Марк Захаров снимает несколько картин, среди которых нет ни одной проходной — только народные хиты. В 1976-м на экраны выходит четырехсерийный телевизионный фильм «12 стульев» по его собственному сценарию. Главные роли в экранизации одного из самых знаменитых романов ХХ века исполнили Андрей Миронов (Остап Бендер) и Анатолий Папанов (Киса Воробьянинов).
Всего два года спустя в прокат выходит «Обыкновенное чудо», в котором задействован весь звездный состав Ленкома и другие лучшие актеры столицы. Сказка Евгения Шварца (сценарий Марка Захарова) объединила Александра Абдулова, Олега Янковского, Евгения Леонова, Андрея Миронова, Екатерину Васильеву, Юрия Соломина и многих других.«После окончательного приема на «Мосфильме» моего фильма «Обыкновенное чудо» один из тогдашних телевизионных руководителей, взяв меня под локоток, вывел из просмотрового зала в коридор. «Как же я все-таки рад за ваше творчество! — сказал он мне. — Причем искренне»… И добавил: «Вот только фразочку у Андрея Миронова «Стареет наш королек» давайте уберем. Лично для меня, по-дружески». Я подавил спазм в горле: «Но ведь ее придумал не я, а сам Шварц!» — «По-дружески, — улыбаясь, повторил ласковый друг. — Просьба сугубо личная»… За время съемок, как назло, Брежнев заметно постарел».
Любимые цитаты в картине:
«Моя дочь поступает, как все нормальные люди. У нее неприятности, она палит в кого попало. Растет дочка».
«Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду».
«Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине. А что сделал ты из-за любви к девушке? — Я отказался от нее».
В 1979 году Захаров подарил зрителям двухсерийного «Того самого Мюнхгаузена». И снова Олег Янковский и Александр Абдулов, а еще Инна Чурикова, Леонид Броневой и другие знаменитые артисты, которых обожают уже несколько поколений зрителей.
Любимые цитаты:
« Бросил жену с ребенком! — Я не ребенок, я — офицер! — Бросил жену с офицером!»
«Умное лицо — это еще не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».
В те же годы Марк Захаров пишет сценарии для других картин, впоследствии ставших легендарными. В их числе — «Белое солнце пустыни». Помните знаменитые письма красноармейца Сухова для «любезной Катерины Матвеевны»? А также драма о декабристах «Звезда пленительного счастья» и история открытий «Земля Санникова».