Мужчина продавал на барахолке электровелосипед. Товар не сбыл, но лишился денег со своей карточки

Источник материала:  
30.09.2019 16:29 — Разное

Наталья с супругом решили продать электровелосипед. Опубликовали объявление на барахолке. Вскоре с ними связалась потенциальная покупательница, которая представилась Анастасией. Правда, находилась она в другом городе, так что предложила перевести нужную сумму на карту сейчас, а велосипед забрать чуть позже. Перевод не дошел — а вскоре с карточки исчезли все деньги. FINANCE.TUT.BY разбирался в том, что произошло и как не стать жертвой мошенников.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Была уверена, что так украсть деньги невозможно. Утром смотрим — на карточке ноль»

О своей истории Наталья написала в редакцию сама, потому что «никогда не думала, что это делается насколько легко». А дело было так. Вскоре после того, как Наталья опубликовала объявление, ей пришло сообщение от Анастасии, которая захотела купить электровелосипед сестре на день рождения. Улыбчивая брюнетка на фотографии в профиле, 85 друзей — словом, ничего подозрительного. Анастасия писала, что сейчас находится в командировке и поэтому может перевести деньги на карточку, а сестра на следующий день якобы приедет за покупкой.

— У меня карточки нет, у мужа — только карта Белинвестбанка. Мы никогда не переводили так деньги. В ответ Анастасия написала, что много раз делала переводы и, если что, подскажет, как это делается, — рассказывает Наталья. — Я сказала ей ту информацию, которую она попросила: номер карточки, имя и фамилию, срок действия.

Наталья объясняет, что слышала о многочисленных случаях мошенничества с карточками, поэтому решила на всякий случай проверить информацию в интернете.

— Я отдавала данные, потому что была уверена, что так украсть деньги невозможно. Везде писали, что для этого нужен не только номер карты, но и номерок на другой стороне, где подпись. Везде акцент на эти три цифры, — говорит Наталья. — И муж еще успокоил, мол, даже когда мы «висим» в интернет-банке пару минут, потом снова нужно получить эсэмэску, чтобы в него зайти. Но, оказывается, несмотря на все эти предосторожности, списать деньги могут в два счета.

Спустя какое-то время Анастасия прислала Наталье ссылку на страницу, которая выглядела точь-в-точь как сайт банка. Там была указана сумма перевода, а чтобы его получить, необходимо было ввести логин и пароль от интернет-банка. Наталья подчеркивает, что внешний вид этой страницы подозрений ни у кого не вызвал.

— Муж сказал, что если бы там был какой-то непохожий ввод логина и пароля, он бы запомнил. А если привычные движения, то они в памяти особо и не откладываются, их на автомате делаешь, — добавляет Наталья.

После этого на телефон ее супруга пришло два сообщения. Одно — якобы от банка: на ваш счет поступает сумма, чтобы принять ее, введите четырехзначный код. Второе — действительно от банка, с четырехзначным кодом, который нужен для совершения операций в интернет-банке.

— Мы этот код отправили в ответ на первое сообщение. Потом пришло еще одно: недостаточно информации, поэтому перевод невозможен, обратитесь в банк. Мы решили на следующий день так и сделать, потому что уже был вечер, — продолжает Наталья. — Утром смотрим — на карточке ноль! А туда как раз пришла зарплата мужа. Деньги немалые, больше 1000 рублей. Их четырьмя частями перевели на «Яндекс.Деньги». Нам больше никаких сообщений от банка не приходило.

Как выяснилось позже, мошенники, зайдя в кабинет мужа Натальи в интернет-банке, изменили в нем данные. После этого коды авторизации приходили уже не на его телефон, а на их электронную почту. А пропажу денег Наталья с мужем обнаружили не сразу, потому что у них не была подключена услуга SMS-оповещения. При этом, говорит Наталья, «покупательница» весь следующий день оставалась на связи.

— Мы общались до ночи. Я говорила, что пойду в милицию, она в ответ переживала: «Так что, и мне мои деньги не вернут?» Все это выглядело очень правдоподобно, как будто она и правда их переводила, — вспоминает Наталья. — Я попросила ее оставить свой номер, она сказала, что позвонит сама, когда приедет в Минск. И только ночью она удалила свою страницу.

Тем не менее, Наталья сохранила скриншоты странички Анастасии и переписки с ней, которые она передала в милицию. Там обещали выйти на связь в конце июля, но до сих пор новостей, по ее словам, об этом деле нет. Банк возвращать украденные деньги не стал.


Мужчина продал на барахолке видеокарту. После этого его вызвали в милицию и в суд, который он проиграл


— Когда там узнали, что мы сами передали все данные, сразу отказали в возмещении, потому что это произошло по нашей вине. Более того, предупредили, что нужно будет еще и заплатить какой-то штраф — 70 рублей. Сразу мы заплатить не смогли, потому что у нас не было ни карты ни денег. Так что эту сумму, сказали, снимут с новой карточки мужа, — говорит Наталья. — Дело уже даже не в том, чтобы вернуть деньги, а в том, что нигде нет информации, как легко это сделать. Раз — и как корова языком слизала! А номера карт сейчас спрашивают постоянно, если хочешь продать или купить что-нибудь в интернете. Просто хочется, чтобы все об этом знали и были внимательны.

«Клиент грубо нарушил условия договора. Он знал, что такие действия совершать нельзя»

В Белинвестбанке, который выпустил карточку мужа Натальи, констатируют, что в этой ситуации вина полностью лежит на держателе карты.

— Сначала были переданы номер карточки, срок ее действия, имя и фамилия держателя. Затем клиент сообщил свой логин и пароль для входа в интернет-банкинг, внеся данные на фейковую страницу, которая пришла по ссылке. В процессе длительной переписки он передал четырехзначный код, который и являлся кодом доступа в систему «Интернет-банкинг». Таким образом, у мошенников появилась вся информация для входа в личный кабинет клиента в системе дистанционного банковского обслуживания «Интернет-банкинг». Посредством данной системы мошенники вывели деньги четырьмя переводами, — комментируют в Белинвестбанке.

В банке отмечают, что своими действиями муж Натальи «грубо нарушил условия договора оказания услуг дистанционного банковского обслуживания (ДБО)».

— Клиент обязан обеспечивать сохранность и конфиденциальность своих параметров, а также другой информации, необходимой для доступа и совершения операций с использованием систем ДБО и не разглашать такую конфиденциальную информацию третьим лицам, — говорят в Белинвестбанке. — Клиент обязан незамедлительно уведомить банк, если ему стало известно о получении параметров третьими лицами. Клиент обязан соблюдать необходимые меры безопасности при пользовании системой ДБО, не предоставлять третьим лицам доступ к пользованию системой ДБО. Доступ к системе «Интернет-банкинг» предоставляется только тем пользователям, которые ознакомились и подтвердили согласие с условиями договора. То есть клиент знал о том, что данные действия совершать нельзя.

Чтобы попробовать вернуть деньги, в банке советуют «обратиться в правоохранительные органы и дальше действовать в соответствии с законодательством».

Также в Белинвестбанке уточнили, что особого штрафа за разглашение данных карты не существует. Но дополнительно заплатить Наталье и ее супругу действительно пришлось.

— Выяснение у платежной системы правильности списания средств с карты — платная услуга для любого кредитно-финансового института. Поэтому в сборнике размеров плат (вознаграждений) за операции, осуществляемые ОАО «Белинвестбанк» прописана стоимость услуги. Согласно пункту 7.15 тарифов, стоимость выяснения в платежной системе правильности списания средств со счета составляет 72 рубля, — комментируют в банке.

Как сохранить деньги на карточке? Советы от банка

Несмотря на то, что банки стараются всеми возможными способами повышать финансовую грамотность населения, количество жертв интернет-мошенников растет с каждым годом, отмечают в Белинвестбанке.

— Связано это, с одной стороны, с развитием высокотехнологичных сервисов, а с другой, как бы парадоксально это ни звучало, — с усилением безопасности платежных инструментов. В результате мошенники начинают искать более легкие способы похищения денежных средств и переключаются на интернет, где для совершения операций физическая карта не нужна. Основной целью становится получение реквизитов, нанесенных на карточку: номер карточки, срок действия, проверочный код на оборотной стороне. Поэтому не только банки, но и сами клиенты должны нести ответственность за свои средства, хранящиеся на карточках, и внимательно относится к своим действиям в интернете.

В банке дали несколько советов, которые помогут обезопасить деньги на карточке.

— Ни в коем случае никогда нельзя сообщать, код CVV-2 (CVC), который используется для интернет-транзакций, — это три цифры, которые напечатаны на обороте карточки. Кстати, именно потому они напечатаны на обороте, чтобы «лишние» глаза эту информацию не видели, — говорят в Белинвестбанке. — Ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать любую информацию, необходимую для доступа и совершения операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания — интернет-банкинга и мобильного банкинга.

Если вы хотите получить перевод, вам действительно придется сообщить отправителю номер вашей карты, говорят в банке. Но делать это стоит только в тех случаях, когда это действительно необходимо.

— На некоторых сервисах при отправке перевода нужно сообщить не только номер карточки, но и срок ее действия. Прежде чем сообщать эти данные, проверьте сами, как работает сервис, и убедитесь, действительно ли он требует эти данные, — советуют в банке.

Еще одна рекомендация — установить SMS-оповещение, которое будет информировать о каждой операции, совершенной с использованием карточки или ее реквизитов, а также 3D-Secure.

— Это технология, которая повышает удобство и безопасность вашего интернет-шопинга. Она предполагает отправку на ваш мобильный телефон одноразового кода для подтверждения оплаты в интернете, — объясняют в Белинвестбанке. — Кроме того, для виртуальных расчетов важно использовать отдельную карточку, куда вы будете переводить только необходимую сумму для осуществления платежа в интернете. В остальное время на карточке лучше не держать денежные средства.

И, наконец, в любой сомнительной ситуации лучше самому напрямую обратиться в банк, карточкой которого вы пользуетесь.

— На обратной стороне карты размещен номер контакт-центра. Специалисты ответят на все ваши вопросы и либо помогут развеять ваши сомнения, либо отвратят от неверного шага, — подытоживают в Белинвестбанке.

←Суд над чиновницей Минздрава: обсуждают чеки из ресторана

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика