Парень, который учится на учителя, второй год работает на «Белкоммунмаше» (и всем советует)
Осталась неделя до старта голосования в конкурсе «Как я заработал (-а) летом», и мы продолжаем публиковать самые-самые истории. Андрей Антонов прислал рассказ о том, как он в свои 17 работал на «Белкоммунмаше». Ага, это там, где троллейбусы делают!
— 28 мая мне исполнилось 17 лет. Я живу в Минске и учусь в лингвогуманитарном колледже по специальности «учитель английского языка». Закончил 2 курса, и мне предстоит еще 2 года обучения. В свои 17 лет я успел поработать в разных местах, получал разную зарплату. Первое рабочее место (по трудовой книжке) — «Зеленстрой», должность — рабочий зеленого строительства. Я проработал там чуть меньше месяца и заработал свои первые 150 рублей. Затем был дворником в детском садике за примерно те же деньги. Нужно заметить, что тогда условия труда были весьма комфортными для меня в силу моего возраста и рабочий день ограничивался 4 часами. Эти две работы были в летнем трудовом лагере.
В 16 лет я уже понимал, что некрасиво просить деньги у родителей, потому что могу летом зарабатывать их сам, тем более что законы теперь позволяли трудиться целых 7 часов в день. Тогда мама предложила мне подработать кем-нибудь на предприятии, на котором трудится сама. Она работает маляром по металлу на «Белкоммунмаше». Наверное, все, кто живет в Минске, знают этот завод, потому что видели электробусы VITOVT.
Изначально мы рассматривали для меня такие варианты, как грузчик и дворник. Однако на грузчика я бы не прошел медкомиссию, а зарплата дворника не так сильно привлекала. В итоге мы нашли еще одну специальность под названием «мойщик-уборщик подвижного состава 2-го разряда» в сборочном цеху. Мне понравились условия труда, и заработная плата показалась достойной, поэтому прошлым летом решил идти на подработку на один месяц. Мне стало интересно, и я прочитал историю предприятия. Слабо верилось в то, что ремонтный завод мог стать современным предприятием. Но увиденное в первый же день меня поразило. Оказывается, там производятся не только электробусы, но и низкопольные трамваи, троллейбусы с увеличенным автономным ходом и даже с дизелем.
Очень понравилась сплоченность коллектива, в котором мне предстояло работать. В первый же мой день коллега познакомила меня со всеми азами и тонкостями этой профессии, и уже через пару дней я все понимал и делал с полуслова. Основной задачей мойщика-уборщика подвижного состава является поддержание чистоты машин. В мои обязанности входили мойка собираемых машин снаружи и внутри, обеспечение чистоты рабочих мест, вынос мусора, придание машинам товарного вида перед отгрузкой и так далее.
Мой типичный рабочий день был примерно таким: я приходил на работу, переодевался, шел с коллегой осматривать машины, чтобы иметь представление о будущей работе, получал сменное задание от мастера, затем выполнял его, а под конец смены занимался сухой уборкой всех машин. Конечно, не каждый день был именно таким. Иногда к нам приезжали делегации из других стран — и нам нужно было приводить в порядок больше машин, чем обычно. Интересно было чувствовать себя мойщиком-уборщиком подвижного состава со знанием английского языка.
Иногда мы сдавали (отгружали) несколько машин в день. Так как у меня могла быть работа на любом участке сборочного цеха, я мог видеть, как окрашенный каркас за несколько дней превращается в готовый троллейбус, трамвай или электробус. И как наконец на участке запуска машина оживает и готова ехать на дождевание и дальше на обкатку… И как же сложно отмывать троллейбус после того, как он поездил по улице! На любой работе есть более легкие и более сложные дни. И эта работа не исключение. Деньги не могут легко доставаться, это факт. Иногда мне приходилось работать через не могу, даже когда я уставал, но я знал, что я должен выполнить мое сменное задание.
Безусловно, мои ожидания полностью оправдались, так как я получил такие деньги, которые, казалось, было невозможно заработать в таком возрасте. За месяц работы я получил около 600 рублей — зарплата и компенсация за один неиспользованный день отпуска. Это был полезный опыт для меня, я узнал очень много нового. Также сам завод оказывал активную поддержку и очень тепло меня принял. Там есть множество вещей, которые делают рабочее время людей чуточку приятнее. Например, собственные недорогая столовая и буфет, а также медпункт, душевые, беседки для перерыва и много чего другого.
В прошлом году заработанные деньги я потратил на отдых с мамой в Хельсинки. Также мы побывали в Таллине и Риге. Я смог оплатить себе шенгенскую визу и билеты. И этим летом, успешно сдав сессию, я начал работать уже в сборочном цеху, так как у меня уже был опыт работы мойщиком-уборщиком подвижного состава. Если в прошлом году я проработал только месяц, то в этом — уже два. Я узнал, что «Белкоммунмаш» — это международный бренд и поставляет технику не только на внутренний рынок, но и в другие страны. Я участвовал в отгрузках низкопольных трамваев в Павлодар (Казахстан), Новосибирск (Россия), машинокомплектов троллейбусов в Кишинев (Молдова), троллейбусов с автономным ходом в Ивано-Франковск (Украина), Новокуйбышевск (Россия)… Я уже получил свою зарплату за неполный июль — 500 рублей, чему я несказанно рад. Мой последний рабочий день был 30 августа. В этот же день я получил расчет за август и планирую оплатить обучение в колледже за первый семестр — 835 рублей, и у меня еще останется на подарок маме.
Конечно, я хочу работать на этом же предприятии на следующих летних каникулах. И еще я должен сказать, что работа научила меня быть собранным, организованным, ответственным, планировать рабочее время и в целом дала мне представление о настоящей взрослой жизни. Всем тем подросткам, кто собирается подработать летом, я могу посоветовать не бояться искать и пробовать свои силы, чтобы заработать свои первые деньги. И именно юношам — чтобы почувствовать себя мужчинами, потому что вы смогли заработать деньги. Не нужно рассчитывать на большие зарплаты с самого начала и думать, что деньги достаются легко. Лучше начать с малого, но быть точно уверенным в своих силах.