Ничего личного. О чем стоит подумать, прежде чем затевать бизнес с друзьями
фото: lifehack.org
Вокруг успешных людей всегда крутятся друзья-приятели, желающие поднять свой бизнес за чужой счет.
Леонид М. — талантливый программист, победитель школьных и студенческих олимпиад — ушел в предпринимательство через год после окончания вуза. Он придумал свой интернет-проект — один из первых в этом сегменте рынка. Как первопроходец, Леонид успел снять сливки на новом рынке и фантастически быстро стал долларовым миллионером. Но чутьем, как у Уоррена Баффета, не обзавелся — так и остался программистом. Просто очень обеспеченным программистом. Добродушным, открытым, наивным.
Некие друзья предложили ему сделать «шикарную инвестицию». Они задумали бизнес международного масштаба — портал, продвигающий услуги частных врачей, — и купили домены в России, Беларуси, Украине и Казахстане. Леониду проект понравился. Он согласился перечислить партнерам 2 миллиона долларов по определенному графику, а ему пообещали отдать 5% акций будущего холдинга — когда для него выберут юрисдикцию.
Все, что имелось у Леонида на руках, — самое общее соглашение и табличка, показывающая, как умножатся его вложения, если будет расти капитализация проекта. Эти друзья додумались до потрясающей схемы — финансовая пирамида, эксплуатирующая одного человека. Деньги последовательно берутся в долг под возрастающие обещания...
Самое трудное в этом случае — открыть глаза инвестору.
Люди предпочитают оставаться в плену иллюзии, они не хотят разочаровываться, они яростно сопротивляются, лишь бы не признаваться в очевидном. Леонид объяснял: «Но это же мои друзья, мы знакомы с детства. Я вношу деньги, а они — свои знания, умения, идеи, ресурсы. Мы всегда верили друг другу на слово…»
Из-за этой обманчивой формулы не один предприниматель терял деньги: «Друг никогда не кинет. Я ведь никого не кидаю». С друзьями и родственниками можно делать бизнес. Просто не нужно смешивать бизнес и дружеские отношения. Бизнес требует порядка, все должно быть оформлено так, как будто перед вами совершенно незнакомый человек. Дружить вы можете где угодно, но документ надо подписать.
Договаривайтесь обо всем на берегу
Давно и хорошо известное жизненное правило гласит: договариваться надо на берегу. Казалось бы, кому, как не предпринимателям, это понимать. Но дружеские отношения притупляют многие полезные деловые привычки и заставляют людей пренебрегать элементарными нормами предпринимательской гигиены. Бизнесмены не всегда следуют этому правилу, предполагая, что партнерство само по себе расставляет все по местам.
В обыденном представлении большинства людей договорами нельзя урегулировать все на свете, ведь человеческие отношения — это тонкая материя, построенная на симпатиях, вербальных связях и т. д. С этим нельзя согласиться. Понятие «друг» лежит в моральной плоскости, а «обманет/не обманет» — в правовой. И в современном мире их нельзя совмещать.
Если друг просит взаймы, сначала спроси: «Для чего тебе нужны эти деньги?»
Иногда, чтобы сохранить друга, надо взять у него расписку в том, что дал ему взаймы. Иначе у вас не будет ни денег, ни друга. Жизненный опыт показывает, что в экстремальных ситуациях человеку свойственно между деньгами и дружбой выбирать деньги. Как это ни печально, даже многолетняя дружба имеет свою цену и не всякий устоит перед соблазном ее обналичить.
Доверительные отношения с сотрудниками — это палка о двух концах
В мире много хороших, добрых, честных и порядочных людей. Но предпринимательская практика показывает, что достаточно нескольких «паршивых овец», чтобы испортить все стадо.
Если создаешь бизнес, в котором есть возможности для воровства, то рано или поздно сотрудники начнут воровать.
Вы можете рассчитывать на сознательность и, будучи добрым по натуре человеком, выстраивать дружеские отношения с подчиненными. Но какая бы доброжелательная атмосфера в компании ни создавалась, владелец не должен становиться с сотрудниками на один уровень. Никто до сих пор лучше не сформулировал главное правило управления: «Доверяй, но проверяй».
МИФ, по материалам книги аудитора Аллы Милютиной "Спасите мой бизнес"