17 сентября состоится необычная театральная премьера. Телепродюсер и режиссер видеоклипов Владимир Максимков «замахнулся» на храм Мельпомены и готовится представить зрителям «Интерактивный процесс с элементами мюзикла в двух действиях с приговором и неизбежным наказанием» под названием «Шоу присяжных заседателей».
При рождении этого спектакля необычным было все, начиная от поиска единомышленников в Facebook. Несомненной удачей режиссер считает то, что в него поверил и согласился участвовать в «Шоу присяжных заседателей» заслуженный артист Беларуси Игорь Денисов. «Я до сих пор в шоке, что актер такого уровня в нашей команде», - признался «АиФ» Владимир Максимков.
А что думает по поводу подобных экспериментов известный «купаловец» Игорь ДЕНИСОВ? «АиФ» встретился с актером, чтобы все узнать из первых уст.
- Я очень рад, что в моей жизни появился этот спектакль. Это настоящий подарок для меня, потому что я познакомился с интереснейшими людьми – Володей Максимковым, Володей Пугачем, Олегом Титковым, Мишей Каминским… Приятно репетировать и общаться с теми, кто «одной группы крови» с тобой и думает примерно так же, как и ты, в плане понимания профессии.
«Не зря преподавал!»
- Вы всегда открыты к экспериментам? Не было сомнений, что это какая-то авантюра, обреченная на провал?
- Я попал в спектакль благодаря моей бывшей студентке Насте Леонович – она в этом проекте исполнительный продюсер, и именно она порекомендовала попробовать меня на роль. Кстати, еще одна бывшая студентка Вика Кадрова – она сейчас актриса ТЮЗа – тоже репетирует вместе со мной в «Шоу присяжных заседателей». Ну не зря же я двадцать лет преподавал! (Смеется.) Признаться, поначалу у меня были определенные сомнения, но, начав репетиционный процесс, я могу с уверенностью вам сказать: Максимков даст фору многим театральным режиссерам! К тому же, как выяснилось, у него была когда-то театральная студия, он ставил спектакли, то есть определенный театральный опыт есть.
Я не знаю, каким будет результат и что в итоге получится. Но сам творческий процесс, который сейчас происходит, мне, конечно же, очень интересен. Нам очень приятно работать и общаться друг с другом – все талантливые, обладают чувством юмора, много шутят. Эфрос давно написал книгу: «Репетиция – любовь моя!» Когда спектакль выходил, ему было уже не так интересно. Гораздо интереснее искать, пробовать, находить что-то новое.
Я сейчас понимаю, что буду все это вспоминать, как одно из лучших событий, произошедших со мной за последнее время…
- Вы, как профессионал, видите режиссерские огрехи? Пытаетесь ли исправлять, если есть моменты, которые, на ваш взгляд, стоило бы подкорректировать?
- Боже упаси, зачем? Володя Максимков – самодостаточный человек, который прекрасно знает, чего хочет. Конечно, если бы я ставил этот спектакль, то какие-то вещи сделал бы по-другому. И это абсолютно нормально – ведь у каждого свое видение. «Гамлета» ставят 400 лет, и у каждого режиссера при этом своя интерпретация.
Неслучайные люди
- Вам не кажется несправедливым такой факт, что футболистом или врачом непрофессионал стать не может, а на сцену выйти или сняться в кино есть шанс у любого человека с улицы?
- Такое иногда случается. Но все же не зря этой профессии нужно учиться 4 года плюс всю последующую жизнь. У актеров есть слэнговое выражение: «Поймать белый лист бумаги». Это когда ты вроде готов к роли, знаешь текст, но при команде: «Камера! Мотор!» вдруг понимаешь, что ничего не помнишь и надо как-то выкручиваться. А что уж говорить про непрофессионалов. Приведу простой пример: однажды актер, который должен был сыграть небольшую роль официанта, по каким-то обстоятельствам не приехал на площадку. Из массовки взяли человека, которому надо было произнести пару простеньких фраз, но после команды режиссера он впал в ступор и сказать ничего не смог! Все далеко не так просто, как кажется.
- Артисты старшего поколения часто сетуют, что сегодня в профессию нередко приходят случайные люди…
- Меня всегда удивляло: почему, например, чтобы поступить в БГАИ на художника, дизайнера, скульптора, графика, нужно иметь определенную профессиональную подготовку, и человека с улицы туда не возьмут. А поступать на актерский факультет приходят, выучив басню, прозу, стихи, читают это с некой долей горячности. Если еще рост хороший и лицо симпатичное – есть шанс поступить.
Олег Табаков в свое время создал детскую театральную школу, в которой ученики к 15-16 годам понимали, что такое актерская профессия, овладевали необходимыми профессиональными навыками. Сценическое мастерство – это в какой-то степени сумма технических приемов, которыми владеет актер плюс, конечно, талант. Но ведь этими навыками нужно сначала овладеть – и сценической речью, и вокалом, и пластикой, и танцем… Как может на сцену выходить человек, который какие-то буквы не выговаривает или не может эмоционально включиться в предлагаемые обстоятельства? Это меня всегда очень напрягало.
То же самое касается и режиссуры. Раньше на режиссерский факультет мог поступить только взрослый, сформировавшийся человек с определенной гражданской позицией, имеющий жизненный опыт, обязательно с первым высшим образованием за плечами. И тогда было понятно, что, да, наверное, этому человеку есть что сказать миру. Сейчас же все происходит немного по-другому: в режиссуру идут 17-летние. А что они могут поведать людям? Мне как-то предложили поработать с молодым режиссером, мы пообщались с ним, и я потом подумал: а чем он может меня заинтересовать? Да ничем! Опять мне придется быть режиссером своей роли? Ведь режиссер должен быть на порядок выше, интеллектуальнее актера, чтобы увлечь его своим замыслом, видением материала. Только тогда они могут вместе попробовать что-то сотворить. Когда говорятся какие-то банальные вещи, предлагаются примитивные ходы, триста раз уже виденные, ну зачем мне это надо? Я лучше пойду в кино снимусь. Это интереснее, по крайней мере, с финансовой точки зрения.
- Кому не стоит идти в актеры ни в коем случае?
- Театром нужно гореть! Надо страстно желать заниматься этой профессией! Некоторые нынешние актеры сейчас думают не о том. Для них первостепенны материальные блага, сколько они будут получать. Но люди не ради денег идут в эту профессию. В театре, как известно, много не заработаешь.
Надо понимать, чтобы получить хоть какой-то творческий результат, надо затратить определенные усилия и время.
Быть в тонусе
- Чтобы артисты балета и оперы не растеряли мастерства, они должен постоянно тренироваться – у станка и на занятиях по вокалу соответственно. А как это происходит у драматических артистов?
- Станиславский сказал: артист должен менять свою актерскую технику примерно каждые 5 лет. Это очень правильно, потому что со временем «глаз замыливается», ты начинаешь использовать одни и те же штампы, приемчики, дудеть в одну дуду. И есть большой соблазн самоуспокоиться, что всего, чего только можно, ты уже достиг.
Большое счастье для актера, если он попадает к талантливому режиссеру, который ко всему прочему еще и талантливый педагог. В нашей профессии очень часто все решает случай. Мне повезло: когда я пришел в Купаловский театр, Николай Пинигин взял меня в свой спектакль «Гарольд и Мод». Это была отличная школа. После института, честно говоря, я многого не умел, а работа с Пинигиным и партнерство с великой Стефанией Михайловной Станютой, легендой белорусской сцены, сформировало меня в какой-то мере как профессионального актера.
Что касается умения находиться в творческом тонусе, то двадцать лет, когда я преподавал, занятия со студентами были для меня своеобразным «тренажерным залом». После репетиций со студентами я был «разогрет» и готов к спектаклям, как никогда. Потому что со студентами нельзя просто сесть за стол и показывать: ты пошел сюда, а ты – сюда. Нет! Нужно быть постоянно в движении – эмоциональном в том числе. И потом не зря говорят: когда ты учишь других - ты учишься сам.
- У каждого актера наверняка есть неудачные роли, но не каждый себе в этом признается…
- На мой взгляд, откровенных провалов в театре у меня не было. Были более или менее удачные роли. Но все равно, находясь в стенах такого замечательного театра, как Купаловский, работая в таком профессиональном коллективе, как наша труппа, ты не можешь опуститься ниже определенного творческого уровня. Потому что театр силен партнерством, взаимодействием: коллеги не дадут тебе «утонуть».
А вот в кино… Есть один фильм, который не получился категорически: я до сих пор не могу никак его досмотреть – он у меня есть на компьютере. Минут 15 смотрю, потом выключаю. Это был 2006 год, я только начинал сниматься, не очень понимал, что такое кино. Да и сценарий был неудачный. К счастью, фильм прошел почти незаметным и его почти никто не видел.
- Все больше углубляясь в профессию, набираясь опыта с годами, к каким вы приходите открытиям?
- Чем больше ты находишься в профессии, тем больше понимаешь: ты пока только у подножия горы, на вершине которой где-то там сидят гении. А ты пока даже не начал подниматься…
По молодости кажется, что ты все знаешь, все умеешь. Но чем больше живешь, работаешь, тем чаще в чем-то сомневаешься, испытываешь неудовлетворенность и стремишься к росту - творческому, духовному. Для нормального, думающего человека стремление к совершенству - это естественно. Только где оно, это совершенство?