«День знаний, который не стал праздником». Мама школьника - о наболевшем

Источник материала:  
04.09.2019 17:18 — Разное
«День знаний, который не стал праздником». Мама школьника - о наболевшем
Когда-то этот лозунг работал. Насколько он актуален сегодня? © / Фото из открытых источников

Начало сентября. День знаний. Традиционно для многих это праздник для всех культурных  людей. Особенно для школьников и их родителей. Но главный человек на этом празднике – учитель.

И вот я посетила большое родительское собрание в средней школе накануне начала учебного года. Директор, завучи, учителя приветствовали родителей и вводили в курс дел. Родители в актовом зале собрались воодушевленные, несмотря на волнение.

Нарядные педагоги никак не могли изобразить радость, сколько ни старались. Ключевой информацией стали предостережения, опасения, регламенты, угрозы…

Потихоньку градус радости в актовом зале снижался. И я вдруг поняла почему.

Эти опытные люди, искренне любящие детей и свою работу, в своих выступлениях все время защищались.  И защищали детей – от сверхожиданий родителей и родительских страхов, от невероятных требований программы, от завышенных норм и обязательного подсчета всевозможных клеточек…

Они были вынуждены защищаться и от родителей – от их справедливого возмущения чрезмерной загруженностью детей, от упреков в нехватке знаний, от желания родителей сделать получение знаний более легким и эффективным. А в итоге – знаний через страдания и нелюбовь ко всему периоду школьной жизни?..

Учителям приходится защищаться от своего внутреннего голоса: почему их труд и их квалификацию не ценят? Почему увеличивают нагрузку в часах и количество детей в классе? Почему нет технического оборудования и изменений в программе с учетом общемирового прогресса? Почему все школы однотипны? Почему зарплата учителей не то что не позволяет заниматься самообразованием в других странах, но и не обеспечивает конкуренцию при найме? Почему у школ нет денег на самое необходимое? Почему нельзя пробовать разные форматы обучения и нельзя разработать индивидуальные программы для детей в зависимости от способностей? Почему педагог, как раб, должен в личное время решать вопросы, не связанные с его часами работы? Почему проверки не помогают, не улучшают, а только ухудшают условия труда? Почему грубый педагог остается на своем месте так же, как терпеливый и талантливый? Почему учитель отвечает за проблемы всей экономики, занимаясь детьми из разрушенных и необеспеченных семей, не имея никаких ресурсов – ни квалификации, ни времени, ни поощрения?..

В итоге приходится защищаться и от своей требовательности и стремления к самосовершенствованию. Ведь дети тоже смотрят видео на YouTube и спрашивают – почему, например,  в такой же холодной Финляндии учителя такие теплые? Почему детям в школах других европейских стран бывает весело и интересно, а учителя успевают все объяснить на уроках? Почему сами уроки проводятся в разных форматах? Почему там школа со своими правилами не выглядит лишь переходной ступенью в армию? Или, например, почему у нас за годы изучения английского все равно нельзя заговорить на нем так, чтобы потом полученных знаний хватило для учебы в институте или работы в другой стране? Почему на занятия заставляют ходить в темных костюмах, в которых взрослые люди посещают только очень строгие мероприятия? Почему по внеклассному чтению все книги – про победу над царизмом и коммунизм? А новых книг нет? Почему учиться надо так много, а реально полезных в жизни знаний все равно так мало? Почему даже отличникам придется брать репетиторов, чтобы подготовиться к поступлению, а программы вступительных и выпускных различаются?..

Еще учителю приходится защищаться от общественных претензий – почему он не вдохновляет 25-30 разноплановых личностей сидеть спокойно 6-7 часов на одном месте. Почему классный руководитель не мотивирует и не развивает всех учеников класса и не воспитывает в них будущих предпринимателей и уверенных в себе лидеров?

А еще приходится защищаться от вышестоящих руководителей в системе образования. Чиновники без должной практики имеют власть, но не ответственность. Почему они не интересуются успешным мировым опытом, не внедряют его, а лишь «латают одеяло» вместо полной перестройки устаревшей системы образования советского образца? Многие еще верят в то, что ребенка можно отформатировать, как карту памяти, и устроить из него удобную деталь для дальнейшего использования в обществе. При этом, конечно, учитель должен оставаться напильником. А для этого надо побольше проверять учителей и посадить побольше детей в классы, потому что «хорошему учителю все равно сколько детей учить». Но разве мы можем разбрасываться детьми и позволять делать так, как было в СССР? У нас же нет такой конкуренции и такого населения, как, например, в Китае. У нас каждый ребенок может и должен быть максимально раскрыт и проявлен как дар, и не для того, чтобы строить чье-то мировое светлое будущее, а чтобы в первую очередь быть любимым и счастливым…

Вот такой вот праздник знаний получился. Знаю, что «АиФ» - это издание вопросов и ответов. Но хорошо понимаю, что на эти вопросы у нас в обществе мало кто возьмется отвечать. Да и задавать-то их, когда твои дети учатся еще в школе, признаюсь, тоже страшно.

Мама школьника

←Как будет выглядеть Huawei Mate 30 Pro

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика