Лосины, мастерка и свитер Boys. Почему мы все скоро снова будем носить безумные вещи из 1990-х
Мода на девяностые — основной тренд последних сезонов. Специалист по стратегическому имиджу Екатерина Гордеева расскажет, что носили тридцать лет назад и как та мода повлияла на современную.
Об авторе
Эксперт по имиджу и протоколу Катерина Гордеева
Все новое — хорошо забытое старое. Не стали исключением современные тренды на объемные кроссовки, мастерки и огромные заколки для волос. Все это — отголоски смутного времени, которое запомнилось нам исчезновением социалистического лагеря, распадом СССР, рыночными реформами и глубоким экономическим и политическим кризисом.
Девяностые не зря называют лихими. В одно десятилетие на руинах разрушенной эпохи строилось новое общество — с непривычными порядками, неоднозначными героями и, конечно, своеобразной модой. Пожалуй, о ней и поговорим.
Рассуждая о моде 1990-х, важно понимать, что на территории постсоветского пространства она ощутимо отличалась от общемировой. Понимание трендов приходило с западными фильмами и клипами первых российских звезд. А вот найти одежду, соответствующую тенденциям, было по-прежнему нелегко. Любопытно, но именно дефицит сделал эту эпоху необычной.
Именно им объясняется раннее проявление современного стиля «оверсайз»: бывшие советские граждане не имели возможности перебирать размеры — зачастую «фирменные» вещи попадали в страну всего в нескольких экземплярах. Приходилось брать что есть либо оставаться ни с чем. Вскоре глаз привык к ветровкам, свободным на два размера. Такое несоответствие начало восприниматься как должное и постепенно вошло в моду.
«Стильный скачок» произошел с открытием на востоке Москвы Черкизовского рынка. «Черкизон» занимал площадь более 49 гектаров, на которой располагалось более ста тысяч точек с дешевой китайской одеждой. Именно сюда съезжались «перекупы», чтобы набить свои клетчатые баулы «новой модой» и развезти ее во все уголки бывшего СССР.
Особенной популярностью пользовались яркие, необычные по крою вещи. Любовь к обилию цвета и фурнитуры показывала стремление людей распрощаться с застойными временами и скучными ГОСТами советских производителей одежды.
Так, кислотные лосины долгое время возглавляли список must have каждой модницы конца двадцатого века. Этот элемент одежды было принято носить с мастеркой от спортивного костюма, курткой контрастного цвета или джинсовой юбкой.
Пару лет назад тренд на лосины пытался вернуться, но, слава богу, особого успеха не возымел. Сегодня лосины заменили джинсы-скинни и облегающие брючки.
Основная задача модницы первой половины девяностых — максимально отличаться от консервативных дам «старой гвардии». Для этих целей создавались агрессивно-сексуальные комплекты, ведь, как известно, секса в СССР не было. Сексуальные бунтарки предпочитали носить латекс и кожу — в моду вошли косухи в «техно-стиле».
На укоренение «агрессивной» моды оказали влияние средства массовой информации: на экраны вышел «Терминатор-2», в эфире радиостанций прозвучали Depeche Mode, начало зарождаться метал-движение.
Покупая кожанку на рынке, важно было не напороться на подделку из кожзама. Проверяли качество изделия, слегка натянув полотно куртки на палец: у натуральной кожи выступали клеточки-поры, искусственная и в натяжении оставалась гладкой.
Обратите внимание на то, что если заменить прическу, макияж и убрать колготки, образ Овсиенко будет релевантным и сегодня: короткие секси-шорты и косухи немного трансформировались, но по-прежнему остались в моде.
Коль уж речь зашла о прическах, отмечу, что с ее выбором в 1990-х проблем не возникало. Разбежка в трендах была достаточно широка: от химии с начесом до вполне спокойных и женственных укладок:
Правда, в конце десятилетия всю эту красоту сменили «рваные» стрижки и более спокойные окраски. Как менялась мода на прически, можно проследить по изменению имиджа певицы, иконы стиля 1990-х, Ирины Аллегровой:
Наивно полагать, что мужчины стояли в стороне от этого модного безумия. Так, любой уважающий себя модник имел в гардеробе как минимум три актуальные для той поры вещи: спортивный костюм, свитер Boys и пиджак «несоветского кроя».
Если с появлением рынков вопрос одежды решился, то найти качественную спортивную обувь было сложно. Поэтому такие костюмы часто носили с туфлями или сандалиями. Последние обязательно надевались на носок.
Если в шкафу или на даче завалялась такая мастерка — смело вплетайте ее в повседневный гардероб. Эта вещь возвращается в моду и будет актуальна как минимум пару сезонов.
Одна из самых узнаваемых моделей начала девяностых — мужской свитер с вышивкой Boys. Обыватели, утверждающие, что такую одежду получали в подарок от бабушки-рукодельницы, вероятно, абсолютно не в теме.
Несмотря на винтажный вид, такие свитера были ультрамодными. Их привозили из-за границы и продавали «по своим». Правда, они вышли из моды так же быстро, как и вошли, — уже во второй половине девяностых их практически никто не носил.
Сегодня мода на грубые свитера с вышивкой возвращается, правда, в более гипертрофированном варианте: форма стала более свободной, декор — сложнее.
Что касается «несоветского» пиджака, то особым уважением пользовались двубортные пиджаки малинового цвета. Именно такие носили «новые русские» и особо серьезные представители ОГП. Образ дополнялся кожаной борсеткой и толстой золотой цепью. Людей в таком look-е уважали и боялись.
Как видим, ассоциации с этим пиджаком у населения до сих пор не самые приятные. Наверное, именно поэтому в современных трендах он не значится.
С наступлением миллениума странные, но такие классные и жизнерадостные тенденции были забыты без малого на двадцать лет.
Еще недавно, просматривая старые фотоальбомы, я посмеивалась над людьми со снимков — в аляповатой одежде, с нелепыми прическами и дешевыми аксессуарами. Сегодня, глядя на эти фотографии, я задаюсь одним вопросом: где найти такой же крутой нелепый пуховик?