Призрачный фотограф
Вначале XIX века в маленьком городишке штата Нью-Йорк зародилось движение спиритуалистов. Однако лишь после начала Гражданской войны в Америке призраки и духи стали появляться на фото.
И основателем спиритической фотографии стал бостонский гравёр Уильям Мамлер (1832-1884). В 1861 году он сфотографировал самого себя и обнаружил на снимке… привидение, похожее на его двоюродную сестру-покойницу. Описанный случай отразился на дальнейшей жизни гравёра, на всей его судьбе. Он стал фотографом! Понятно, что первый снимок вызвал противоречивые отклики, однако нашлись люди, решившие проверить тот же эффект на себе. Если они хорошо платили, Мамлер им не отказывал, хотя дух покойника «отмечался» на фото далеко не всегда. Однако нововведение подоспело как нельзя кстати — родственники погибшего на войне были готовы отдать любые деньги, лишь бы убедиться, что родной им человек продолжает жить на том свете. Мамлер вскоре покинул Бостон и переехал в Нью-Йорк, где основал студию прямо на Бродвее.
Никто и никогда не сумел доказать, были ли все эти фотографии подлинными или фальшивыми, однако они весьма заинтриговали тех, кто пытался проникнуть в мир духов и, в частности, загробный мир. И этот интерес сохраняется по сей день.
Криста Клутьер, недавно выпустившая книгу под названием «Идеальный медиум: фотография и оккультное считает себя экспертом. Она посвятила изучению архивов о Мамлере немало лет и, в конце концов, написала книгу, после чего в нескольких галереях прошла одноименная выставка.
проникает в чужие дома, ворует там семейные фотографии и потом изготавливает свои фальшивки. Было ли такое в реальности, никто не знает, ибо ни разу это не было доказано. В 1869 году Мамлера арестовали, дело было передано в нью-йоркский арбитражный суд, но обвинить фотографа в подделке или в проникновении в чужие дома никому не удалось.
Этот судебный процесс привлёк внимание общественности по всей стране, а еженедельник Harper’s Weekly посвятил этому случаю целую страницу с иллюстрациями. Противники Мамлера доказывали, что всё дело в длительности экспозиции. Сам фотографирующийся должен был сидеть совершенно неподвижно в течение как минимум 60 секунд. И если за это время кто-то из подручных Мамлера умудрялся «засветиться» за спиной клиента секунд на 20, то на дагерротипе получалось едва заметное «привидение». Кое-кто из скептиков не исключал и двойную экспозицию.
Мамлер вернулся к занятиям спиритической фотографией, и в 1875 году опубликовал памфлет, в котором слегка отыгрался на своих обидчиках. Тем не менее судебные тяжбы нанесли его репутации немалый урон, от которого он так и не оправился. Незадолго до своей смерти в 1884 году Мамлер уничтожил все свои негативы…
Криста Клутьер, изучавшая архивы довольно старательно, не высказывает своего определённого мнения, а предлагает каждому сделать собственный вывод. Эта отстранённость, непредвзятость была, по её словам, просто необходима — для объективности исследований. И, может, она права.
У Мамлера есть множество родственников по духу, среди них — медиумы, «охотники за привидениями», да и вообще многие из тех, у кого есть хоть какой-то интерес к паранормальным явлениям. Как бы то ни было, а уже к 1890 году спиритические фотографии стали повсеместной практикой. Известны и экспонируются в Музее фотографии снимки такого рода, авторами которых были братья Филипс из Мичигана, англичане Фредерик А. Хадсон и Ф.М. Парке, француз Эдуард Исидор Буке и др. Новое развитие это странное хобби получило с появлением цифровой техники. Теперь «сделать» на снимке любые привидения, мерцания, мелькания, выбросы эктоплазмы и т.п. ничего не стоит.