Отрадно видеть, что в том же Минске начали уделять больше внимания безбарьерной среде: например, убирают высокие бордюры, чтобы и велосипедистам, и колясочникам было удобнее передвигаться. С другой стороны, работы в этом направлении еще непочатый край. Интересно, насколько активно решаются эти вопросы?
А. Баранец, Минск
Несколько месяцев Офис по правам людей с инвалидностью следил за доступностью II Европейских игр, которые проходили в Минске с 21 по 30 июня. Волонтеры, среди которых были люди и с инвалидностью, и без, исследовали спортивные объекты, например, арены и другие интересные туристам места. Все волонтеры прошли специальное обучение – тренинги, во время которых им рассказывали о принципах оценки доступности пространств. Всего в волонтерской команде были 42 человека, они оценили 71 объект.
Как проверяли?
Мониторинг исследовал и динамику подготовки Игр: насколько в принципе Беларусь способна обеспечить доступность и инклюзивность таких масштабных событий. Это был не просто замер пандусов, а глубокое и разностороннее изучение инклюзивности: самих объектов, организации состязаний, подготовки и компетентности, а также информации о доступности.
Оценивались разные параметры, в том числе возможность попасть на объекты Игр для людей с инвалидностью: например, доступность общественного транспорта, уровень тротуара, удобство входа. Особое внимание уделялось информационной составляющей: есть ли информация об Играх в доступных форматах, памятки о том, как люди с инвалидностью могут получить помощь. И именно эта часть сильно «провисала».
– Если оценивать способность сделать различные мероприятия доступнее для маломобильных групп, то на спортивных объектах, которыми занималась дирекция II Европейских игр, есть определенные успехи. А вот с информационной доступностью – полный провал, сравнимый с ситуацией 5 лет назад. Организаторы не сумели в полной мере учесть особые потребности в информационном пространстве, – рассказывает составитель мониторинга, директор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей ДРОЗДОВСКИЙ. – Например, места проведения Игр стали доступнее болельщикам с инвалидностью. То же можно сказать о Национальном аэропорте «Минск» и железнодорожном вокзале. Однако там тоже есть нюансы: нет информационных указателей о том, где люди с инвалидностью могут получить необходимые сведения, не используются звуковое сопровождение и шрифт Брайля для незрячих людей, отсутствует доступный общественный транспорт, который следовал бы в аэропорт. В то же время фан-зоны, которые находились под ведомостью города, были только частично доступны людям с инвалидностью. Например, рядом с доступным туалетом могли быть проложены кабели, полностью перекрывающие проход. В отличие от дирекции Европейских игр, городские власти не стремились сотрудничать с общественными организациями.
Эксперты считают, что Европейские игры могут стать толчком, который покажет важность обеспечения инклюзии. Но они должны восприниматься не как экстренная ситуация, а как норма.
– Например, очевидное достижение II Европейских игр – билеты для людей с инвалидностью в свободном доступе и по социальным ценам. Также в наследие останутся некоторые технические новшества, например, доступные санузлы на спортивных объектах. Но главное – сейчас в Беларуси есть специалисты, которые уже знают, как работать с людьми с инвалидностью и обеспечивать инклюзию, – утверждает Сергей Дроздовский.
Почему важна доступность мероприятий?
Часто можно услышать мнение: зачем «заморачиваться» с инклюзивностью, если этим никто не будет пользоваться. Сергей Дроздовский с этим не согласен.
– Например, специальные трибуны для людей с инвалидностью на Европейских играх были заполнены. Это признак того, что если доступность объектов будет организована, то ею будут пользоваться те, кому это нужно, – сказал он.
Уже сейчас инклюзивный туризм составляет 11% общего мирового туристического потока. И в будущем эта цифра вырастет до 20%.
– Люди с инвалидностью, как правило, более лояльны и тратят больше денег. Также они путешествуют вместе с сопровождающими. А это уже как минимум в два раза больше затрат на билеты и жилье. Они много времени проводят в дороге и часто совершают поездки по своей стране, потому что знают о местном уровне доступности, – рассказала Наталья БОРИСЕНКО-КЛЕПАЧ, старший преподаватель кафедры международного туризма БГУ.