Не болтать, не опаздывать и не сидеть в телефоне. Вспоминаем простые правила поведения в театре
Осень не за горами, а с ней новый театральный сезон и одно из самых ярких и важных событий в театральной жизни города — форум международного театрального искусства «ТЕАРТ». Специалист по этикету Татьяна Гладкая считает, что это отличный повод вспомнить, как вести себя в театре, чтобы прослыть культурным человеком.
Об эксперте:
Дипломированный специалист по этикету, журналист, телеведущая. Автор и ведущая рубрики «Этикет» на телеканале ОНТ (2014−2018 гг.). Выпускница «Австрийской Высшей школы этикета». Консультант по светскому и деловому этикету. Обучалась у таких специалистов по этикету, как: Ксения Ферзь, Марии Буше, принцесса Таня де Бурбон-Пармская и графиня Мари де Тилли.
— Если театр начинается с вешалки, то правила театрального этикета — задолго до посещения храма Мельпомены.
Для начала нужно определиться с костюмом, и лучше сделать это не в день спектакля, а заранее. Будет полезно изучить традиции театра, его «философию», узнать, какая публика обычно посещает постановки, насколько она консервативна или демократична.
Ведь сегодня спектакли ставят не только в театрах, но и в арт-пространствах, в галереях, и даже в барах. И если речь идет об ультрамодной постановке в стенах культурного хаба, где зрители сидят на полу или в мягких бесформенных креслах, то смело одевайтесь в контурах дресс-кода Smart casual. Это повседневная городская одежда человека, претендующего на звание «компетентный житель сити». Кстати, такой образ будет уместен и в Венской опере, и в Ла Скала, если речь идет о «стоячих местах». Стоять (не сидеть) в театре, и при этом быть облаченным в смокинг — не комильфо.
Если предстоит посетить драматический спектакль после работы и нет времени переодеться, то строгий деловой стиль можно смягчить до светского варианта Lounge suit с помощью аксессуаров и избавления от лишнего. Дамы, например, могут снять жакет, обнажив блузку или рубашку, офисные туфли заменить на обувь с высокими каблуками. Настроение праздника создадут выразительные украшения и вечерний макияж.
Джентльмены могут создать менее формальный образ, если снимут галстук, расстегнув верхнюю пуговицу. Нужный акцент сделают платок-паше и часы dress watch — то есть более нарядные часы, которые не подходят для деловой среды, но прекрасно вписываются к декорации светского выхода.
Чем ярче и значимее театральное событие, тем выразительнее костюм. Иногда это может быть наряд формата Сocktail attire, а для особых случаев предусмотрены дресс-коды Black tie и White tie. Вечерние платья в пол или коктейльной длины на дамах и смокинги или фраки на джентльменах актуальны на громких оперных премьерах, которые проходят в присутствии высокопоставленных персон. Обычно на такие события публика получает персональные приглашения и дресс-код там указан.
Но в любом случае для похода в театр, даже в самый авангардный, не подходит спортивная, домашняя и пляжная одежда. Спортивный костюм актуален только во время занятий спортом, пляжный стиль подходит исключительно для зоны отдыха, домашняя — для дома. И, конечно, одежда должна быть чистой и опрятной.
Каким бы неординарным ни был образ, не стоит злоупотреблять парфюмом. Коктейль из различных духов при большом скоплении людей в замкнутом помещении вскружит голову, но не доставит удовольствия никому.
Помните о времени
Приходить в театр следует минимум за 20 минут до начала спектакля, максимум — за час. Раньше просто не получится, потому что двери театра еще будут закрыты. Оптимально все же прийти за 30 — 40 минут. И если в ложу можно войти, когда уже гаснет свет, то место в партере, амфитеатре и бельэтаже нужно занимать не позже третьего звонка.
Злостных нарушителей могут не пустить в зал. Таков этикет. Таковы правила игры. И приобретая билет, вы соглашаетесь с этими правилами. А в некоторых театрах эти правила прописаны во внутреннем регламенте. Известны случаи, когда первый акт опоздавшим приходилось смотреть на экране, расположенном в фойе. Поэтому, чтобы не опоздать, когда рассчитываете свой путь, добавляйте к необходимому времени минут 20. Знаете, что доберетесь из дома или офиса до театра за полчаса, выходите за 50 минут. Тайм-менеджмент — важная составляющая этикета, а непунктуальность — один из самых непростительных моветонов.
В гардеробе
Если сезон предполагает наличие верхней одежды, то, естественно, сначала мы отправляемся гардероб. По классическим канонам этикета мужчина, который сопровождает даму, входя в помещение, снимает головной убор и перчатки, затем помогает раздеться своей спутнице. И только потом снимает свое пальто или куртку. И в таком же порядке следует действовать, когда пара покидает театр, сначала джентльмен помогает одеться даме, потом одевается сам. Но исключения есть всегда. Например, если внучка пришла в театр вместе с дедушкой, то она вполне может позаботиться о своем родственнике. Также эти правила светского этикета не распространяются на деловую или околоделовую сферу. Например, министр культуры (мужчина), который пришел в театр с официальным визитом, не обязан помогать своему заместителю (женщине). Но он может это сделать, придав событию светский характер.
И в любом случае подавать и принимать верхнюю одежду нужно элегантно.
Пальто, шубу или длинную куртку лучше передавать гардеробщику держа одежду двумя руками, как младенца, чтобы подол не терся о прилавок или стол. Также не нужно запихивать в рукава шарф, шапку и перчатки. Перчатки можно сложить в карман или в сумку, а шарф, шапку или шляпу должен принять работник гардероба, повесив шарф на вешалку, а шапку или шляпу — на крючок.
Дамам также следует оставить в гардеробе фетровые шляпки и любые шляпы с полями, которые вечером в принципе неактуальны. В зале можно находиться лишь в миниатюрных шляпках или фастинаторах, если они не являются частью комплекта верхней одежды. Главное, чтобы декор таких головных уборов не был слишком помпезным и не мешал другим зрителям наслаждаться постановкой.
После посещения гардероба, как правило, дамы и джентльмены приводят себя в порядок. Но следует помнить, что зеркала в фойе театра — это скорее декор, чем утилитарные предметы интерьера. В эти зеркала можно разве что мельком взглянуть на себя. А вот расчесываться, поправлять макияж, переодеваться следует только в уборной. Это интимные процедуры, и им не место в ярких декорациях театрального фойе.
Разобраться со своим внешним видом лучше до второго звонка, который предупреждает зрителей, что необходимо занять свои места и подготовиться к просмотру (например, отключить звук телефона). Проходить к своим местам нужно повернувшись лицом к тем, кто уже сидит. В свою очередь, сидящие должны встать, чтобы облегчить задачу пробирающемуся в центр зала человеку. Кстати, традиционно к местам в зрительном зале первым проходит джентльмен, за ним следует дама. Также мужчина первым входит и в зал, предъявляет билеты капельдинеру (администратору). В однополой паре роль первопроходца может взять на себя тот, кто пригласил в театр.
Если вы знаете заранее, что вам нужно будет уйти из театра до завершения спектакля, например в середине второго акта, то в антракте попросите капельдинера посадить вас на свободные места с краю или там, где ваш уход останется незамеченным для других.
Кстати, именно капельдинер отвечает за комфорт и настроение зрителей до, во время и сразу после спектакля. И именно к нему нужно обращаться по всем возникшим вопросам. Например, если на ваших местах кто-то сидит, то не нужно выяснять отношения с этим человеком — обратитесь к капельдинеру. Он же обязан подсказать или провести вас к нужном месту и позаботиться об опоздавшем госте. Капельдинер — лицо театра, которое всегда должно быть доброжелательным.
Во время спекталя
Во время спектакля зрительном зале не стоит привлекать к себе внимание, создавая посторонние звуки и движения: переговариваться с соседом, отвечать на звонок, отправлять сообщения, проверять, который час. Свет, исходящий от экрана виден многим, даже актерам. Они слышат и звонок телефона, а это очень отвлекает и раздражает. Лучше вовсе отключить мобильный, чтобы не искушаться, и предупредить того, кто должен вам позвонить, что вы не сможете ответить в такое-то время.
Пить и есть под аккомпанемент игры актеров — моветон. Исключение — глоток воды, который нужно сделать тихо и незаметно.
Также никто из нас не заслужит звания «культурный зритель», если будет вытягивать ноги, стучать ими о впередистоящее кресло, шуршать обертками от конфет, рассматривать в бинокль других зрителей, экспрессивно выражать свои чувства: ахать, охать, громко смеяться или вздыхать.
И да, привычка обмахиваться программкой словно веером также не делает никому чести. Равно как и привычка занимать оба подлокотника. На самом деле в театре ими вообще лучше не пользоваться, так как они просто служат разделителями личного пространства.
После спектакля
Выходить из зрительного зала следует либо в антракте, либо во время спектакля при возникновении экстренной ситуации. Но вернуться на свое место лучше также в антракте. До этого момента придется посидеть на заднем ряду с краю, на приставном стуле или на балконе.
Также во многих театрах запрещено проносить цветы в зал. Букет в таком случае нужно передать капельдинеру и попросить доставить его актеру до или после спектакля. При этом обязательно оставьте в букете карточку, открытку, визитку со свои именем и пожеланием. Букет без карточки — моветон. Если цветы можно проносить в зал, то все равно передавать их актеру допустимо только через капельдинера.
Аплодировать тоже нужно уметь. Важно понимать, когда аплодисменты уместны, а когда нет. Рукоплескать можно в следующих случаях: после поднятия занавеса, перед началом оперы или балета, при появлении дирижера за пультом, при выходе на сцену известного актера или певца, после некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах, после трудных арий или блестящего исполнения сложных мест в опере или балете, после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера. Также в театре сатиры, комедии аплодируют после удачной шутки, остроумной реплики или замечания.
«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.
После окончания спектакля не стоит сломя голову бежать в гардероб. Лучше проявить терпение и не нарушать ритм праздника.
Но лучше вовсе отказаться от посещения театра, если настигла простуда и есть вероятность наступления приступов кашля, чихания или потребности постоянно избавляться от заложенности носа.
Подобные манипуляции и физиологические порывы будут мешать другим зрителям и самому заболевшему в полной мере насладиться постановкой.