С 4 августа вступило в силу Постановление Министерства труда и социальной защиты от 8 июля 2019 года №35 «О порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий», которым утверждена соответствующая инструкция. Инструкцией комплексно регулируются организационно-технические правоотношения в области пенсионного обеспечения – начиная с обращения за пенсией, приема и рассмотрения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, документов для назначения и выплаты пенсий, принятия правового решения и заканчивая прекращением выплаты пенсии, передачей пенсионного дела в архив.
Как поясняют в Министерстве труда и социальной защиты, до вступления в силу инструкции эти вопросы регулировались Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении» и Инструкцией о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий.
Форма и содержание
В части обращения за пенсией в инструкции нашли отражение положения ст.75 Закона «О пенсионном обеспечении». Общий подход – подача заявления и документов, необходимых для назначения пенсии, в управление по месту жительства гражданина: работающими гражданами – через работодателя, неработающими – непосредственно лично. В отношении отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, недееспособных), которые не могут сами обратиться за пенсией, заявление и документы подаются их уполномоченным представителем в управление по месту жительства/месту нахождения. Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В инструкции оговорено правило: если предусмотренный законодательством срок обращения совпал с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными президентом нерабочими, заявление о назначении пенсии может быть принято накануне этих дней. При этом учитывается, что условие достижения определенного возраста считается выполненным в день, соответствующий дате рождения. Актуализирована форма заявления о назначении пенсии. В заявлении отражаются данные о лице, обратившемся за пенсией лично, либо о его представителе, указывается выбранный способ получения пенсии, сведения, которые могут повлиять на пенсионное обеспечение (о работе, получении пенсии, прохождении службы, детях и т. п.), подробный перечень обстоятельств, о наступлении которых заявитель обязан уведомить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Упрощенный перечень
Документы, необходимые для назначения пенсий, объединены в отдельный, упрощенный перечень, исключающий дублирование документов применительно к разным видам пенсий. В инструкции последовательно и пошагово изложен алгоритм действий работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, как на этапе приема документов, так и при их рассмотрении. Также документом регламентированы вопросы, касающиеся ведения делопроизводства, хранения действующих пенсионных дел (в том числе при выезде пенсионера на жительство за пределы Беларуси или перемене места жительства в пределах республики), хранения архивных и отказных пенсионных дел, журналов регистрации, порядка отбора документов к уничтожению и другие.