На Аляске утонула режиссер из Беларуси Ника Никонова. Ей было всего 24 года
На Аляске утонула 24-летняя режиссер из Беларуси Ника Никонова. Об этом сообщила местная газета The Fairbanks Daily News-Miner. Информацию о смерти Ники подтвердил ее муж, активист движения Legalize Belarus Петр Маркелов – он рассказал об этом БелаПАН, пишет TUT.by.
В газете уточнили, что беларусы пытались переплыть реку Текланику, чтобы добраться до заброшенного автобуса, в котором жил и умер Кристофер Маккэндлесс. Он стал героем книги Джона Кракауэра «В диких условиях». Ника и Петр смогли добраться до автобуса, они переночевали там две ночи. Трагедия случилась, когда беларусы возвращались обратно – 25 июля.
Петр рассказал журналистам: «Я перешел [реку] и почувствовал, что очень устал. Мне было страшно. Я понимал, что если я устал, то Ника еще больше устанет. Я несколько раз прокричал ей, чтобы сняла штаны, чтобы уменьшить сопротивление. Не настоял». Петр рассказал, что перед переходом реки Ника несколько раз обвязала веревку вокруг талии, другой конец с карабином прикрепила к основной веревке и пошла: «На 2/5 пути она начала кричать: «Помоги мне!» Вода была почти по грудь. Я начал идти к ней, держась за веревку. Кричал: «Держись!» Когда я подошел, ее руки оторвались от основной веревки, и она повисла на страховочной. Она была на воде. Я начал за карабин рывками тащить ее в сторону берега. Так получалось тащить ее пару метров. Но когда я в очередной раз обернулся, она была под водой…».
Петр рассказал, что сам сорвался со страховки, когда пытался найти и поднять Нику из-под воды. Но на ней были веревка и рюкзак – мокрые и тяжелые: «Я чувствовал, как, будучи под водой, она меня еще секунд 30 держала своей рукой. Но потом она отпустила, и я понял, что она потеряла сознание… Она была под водой минут пять. Получилось вытащить ее голову на берег, но потом еще несколько минут прошло, пока я ее окончательно вытащил из течения. Около 20 минут я повторял процедуру: делал массаж сердца, потом вдыхал воздух в легкие. У нее было все в воде. Вода была внутри. Ноги и руки были холодные, но я продолжал делать в надежде, что сработает», – рассказал Петр.
Петр уже сообщил о случившемся местным властям и беларускому посольству в Вашингтоне. Сейчас Маркелов находится в США – там жила Ника – собирает документы, чтобы выехать из страны. «Все документы, деньги, карточки, телефоны утонули. В ближайшие дни буду собирать документы, чтобы мне можно было выехать, сертификат о смерти, все это. Тело забрали, на следующей неделе во вторник-среду будет информация. Скорее всего, мы сделаем кремацию уже здесь, на месте», — рассказал Петр «Радыё Свабодзе».
Что мы должны знать о Нике Никоновой
Девушка из Минска, которая долгое время жила в США. Недавно Ника окончила нью-йоркскую киноакадемию – в качестве дипломного проекта режиссер решила снять документальный короткометражный фильм про движение «Матери 328».
Ника рассказывала KYKY, что заинтересовалась темой, когда увидела стрим со встречи государства с матерями, чьи дети находятся в тюрьме по «наркотической» 328-й статье. «После этого стрима я начала больше узнавать про них и про проблему в целом. Узнала, что треть всех заключенных – это осужденные по этой статье. И что 90% из них не должны сидеть, как мне сказал для фильма начальник тюрьмы. Потом я познакомилась с женщиной, которая начала движение «Матери 328». Весной я прилетела из Америки, чтобы познакомиться с ней. Она согласилась участвовать в съемках моего фильма. Потом появились и другие женщины, их было больше сотни, соглашались и их дети», – говорила нам Ника в марте этого года.
Её фильм был практически готов. Режиссер планировала поехать со своей лентой по мировым кинофестивалям.
Еще до новости о том, что Ника почти закончила снимать фильм про «Матерей 328» KYKY взял у нее огромное интервью: «Мозг работает очень быстро, окружающие сходят с ума». Я живу с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».
В нем Ника рассказала, как жила с СДВГ. Что постоянно путешествовала по миру, снимала кино – использовала свою гиперактивность по максимуму. Иначе ее преследовала скука и дефициты внимания. «Еще одно проявление СДВГ – мне постоянно скучно. Поэтому каждый день я стараюсь делать что-то новое. Я будто подсажена на новизну и мне сложно усидеть на одном месте. Сегодня я в Бруклине, завтра в Берлине, послезавтра – на Бали», – рассказывала нам Ника.
Редакция выражает соболезнования родным и близким Ники Никоновой.