Валерий Карбалевич: Беларусь заблокирует невыгодный союзный договор
18.07.2019 20:46
—
Разное
Российская поддержка – «горящий вопрос» для Беларуси, особенно в преддверии двух электоральных кампаний. Политолог Валерий Карбалевич прокомментировал «Белорусскому партизану» переговоров Лукашенко с Путиным в Санкт-Петербурге.
- Картина вокруг «союзного строительства» прояснилась еще раньше, после встречи Лукашенко с госсекретарем союзного государства Рапотой. Как выяснилось, позиция Лукашенко, позиция Беларуси, позиция России очень сильно не совпадают. Несовпадение сводится к тому, что Россия вначале предлагает углубление интеграции и только потом – решение всех вопросов о субсидировании белорусской экономики. Позиция Беларуси основана на том, что процессы должны идти параллельно: одновременно и переговоры по интеграции, и продолжение субсидий для белорусской экономики.
Судя по публичным заявлениям, сделанным в Санкт-Петербурге, ситуация не поменялась. Если читать слова Лукашенко буквально, можно проследить любопытный сюжет: мы с президентом Путиным обо всем договорились, а правительства никак не могут реализовать договоренности. В этих словах я увидел упрек в адрес российского правительства. Кстати, аналогичный упрек прозвучал и на встрече с Рапотой: дескать, российское правительство все обещает, но не выполняет. А по версии Лукашенко выходит так, что с Путиным он договаривался о том, чтобы вопросы углубления интеграции и текущие проблемы (и налоговый маневр, и цены на газ, и кредиты со стороны России) обсуждались параллельно. Российское же правительство не выполняет договоренности между президентами.
Валерий Карбалевич
- Представитель Фонда Карнеги Балаш Ярабик сказал, что Кремль не ставит целью поглощение Беларуси – главная задача состоит в прекращении финансирования нашей страны. Переговоры в Санкт-Петербурге не прояснили позицию Кремля, его цели и задачи?
- Не думаю, что переговоры в Санкт-Петербурге поменяли позицию России.
Мне кажется, у России есть программа-максимум и программа-минимум. Программа-максимум: через углубление союзной интеграции реализовать соглашение о союзном государстве; главный элемент этого соглашения – принудить Беларусь перейти на единую валюту, то есть на российский рубль. В противном случае остается программа-минимум: сократить Беларуси субсидии и удешевить свои союзнические обязательства перед Минском.
- А предложение Лукашенко «снять все вопросы» в двусторонних отношениях к 8 декабря 2019 года – тактический ход? В надежде на что?
- Премьер-министры, которые не так давно обсуждали углубление интеграции в Минске, перенесли этот вопрос на ноябрь; Лукашенко увеличил отпущенный срок еще на месяц.
Я думаю, время сейчас работает на Россию - ей некуда спешить; даже если Кремль ставит задачу за счет «союзного проекта» решить проблему продления полномочий Путина после 2024 года – время все равно есть.
А вот белорусскую сторону время поджимает: пока не решаются спорные вопросы, поддержка из России приостановлена (кредиты не идут, не решается проблема компенсации за налоговый маневр). А если стороны не договорятся до нового года о цене на газ, с 1 января может вспыхнуть газовый конфликт. Может повториться история 2016-первого квартала 2017 года, когда Беларусь отказалась платить цену, предложенную «Газпромом», и платила ровно половину. Для Беларуси вопрос горящий, особенно в канун двух электоральных кампаний. Лукашенко выгодно (и ему хотелось бы), чтобы проблемы были решены до нового года, поэтому и установил такой дедлайн.
Но это скорее пожелание для Лукашенко, чем для Путина.
- Министр экономического развития России Максим Орешкин не исключил, что строительство «союзного государства» может быть законсервировано. Таков сценарий действительно реален?
- Это самый вероятный сценарий. Скорее всего, что стороны не договорятся в принципиальных вопросах, на которых настаивает Россия, то есть не будет реализован договор о союзном государстве. Реализация договора в полном объеме невыгодна Беларуси, поэтому она его заблокирует. Если это имел в виду российский министр, то действительно это самый вероятный сценарий.