Диверсия: Белорусская железная дорога пострадала от действий «харьковских партизан» и смогла добиться возмещения ущерба
24.06.2019 14:57
—
Разное
На сегодняшний день БелЖД является единственным белорусским предприятием, которое стало жертвой реальных военных действий в Украине.
События, о которых пойдет речь, произошли почти пять лет назад, однако подробности стали известны недавно благодаря опубликованным в открытом доступе решениям украинских хозяйственных судов. «Белорусский партизан» внимательно их изучил.
Эта история началась осенью 2014 года, когда в Харькове на железнодорожной станции Основа случилось ЧП. По сообщению Госслужбы Украины по ЧС, «12 сентября в 19.45 в грузовом поезде №3001, который состоял из 4 цистерн и 50 пустых вагонов возник пожар. Огнем повреждено 4 цистерны с реактивным топливом и 4 пустые вагона. Пожар локализован в 21.25, ликвидирован в 23.53. Жертв и пострадавших нет».
На следующий день прокуратура Харьковской области заявила, что на одной из цистерн было обнаружено повреждение и предварительно инцидент квалифицирован по ст. 113 УК Украины (диверсия). «Досудебное расследование проводит УСБУ области», -- уточнило ведомство. А украинские СМИ разразились такими заголовками -- «В Харькове «партизаны» сожгли 4 цистерны с реактивным топливом»
О раскрытии этого преступления не сообщалось. В материалах хозяйственных судов с 2017-го по апрель 2019 года отмечается: «12.09.2014 г. на станции Основа Южной железной дороги -- филиала ОАО «Украинская железная дорога», в результате диверсии (совершение неустановленными лицами взрыва цистерны № 74970716, возгорание цистерн №№ 74970641, 74970476, 74960410) цистерны были повреждены до состояния исключения их из инвентарного парка».
Проще говоря, диверсантов ищут до сих пор. В противном случае белорусская сторона выступала бы потерпевшей стороной в уголовном деле, ибо уничтоженные «харьковскими партизанами» цистерны принадлежали ГО «Белорусская железная дорога». Точнее сказать, БелЖД несло ответственность за это имущество на колесах, потому что пользовалась вагонами-цистернами на основании договоров лизинга заключенных с СООО «ВТБ-Лизинг».
Как следует из материалов хозяйственного дела, в свой последний путь цистерны, заполненные авиационным топливом для турбинных двигателей, отправились со станции Калинковичи (Гомельская область). Точкой приема груза по товаросопроводительным документам значилась станция Коростень (Житомирская область), а станцией назначения была определена Винница. Согласно поездной ведомости, 8 сентября 2014 года БелЖД передала цистерны с авиационным топливом Украинской железной дороге, которая в свою очередь изменила ранее заявленный маршрут: со станции Коростен руз отправили на станцию Чугуев. Получателем значилась войсковая часть А4104 (203-я учебная авиационная бригада МО Украины).
Однако топливо украинские летчики не получили -- 12 сентября на станции Основа его вместе с цистернами уничтожили диверсанты. Своих белорусских партнеров украинские железнодорожники об этом официально уведомили телеграммой лишь 1 октября с просьбой согласовать форму компенсации за утраченное имущество и освободить от платы за пользование цистернами.
С этого момента стороны начали переписку, которая продолжалась больше двух лет.
БелЖД оценила общую стоимость уничтоженного имущества в размере 319 836 швейцарских франков ($325 тыс.). Украинцы, подумав, согласились на сумму 305 778 швейцарских франков, что не устроило белорусскую сторону. Дальнейшая переписка привела к тому, что украинские железнодорожники вообще отказались что-либо платить. Весной 2015 года они от Харьковской торгово-промышленной палаты получили документ, которым подтверждается наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) в виду диверсии на станции Основа. «Цистерны уничтожили диверсанты, нашей вины в этом нет, а потому мы вам ничего не должны», -- примерно такой ответ получила БелЖД из Киева.
Примечательно, что цистерны были застрахованы «ВТБ Лизинг» в СООО «Ингострах», но страховая компания отказалась оплачивать ущерб, посчитав случай с диверсией не страховым. Позиция страховщика Экономическим судом Минска осенью 2015 года была признана правомерной – суд отказал «ВТБ Лизинг» в удовлетворении иска.
У БелЖД оставался только один вариант – судиться с украинскими партнерами на их территории. Белорусские железнодорожники так и поступили. Первый суд они выиграли. 15 июня 2017 года Хозяйственный суд Киева иск БелЖД удовлетворил полностью, обязав Украинскую железную дорогу выплатить истцу 319 836 швейцарских франков и 123 282 гривны ($4,6 тыс.) судебного сбора.
Ответчик обратился в Верховный суд с кассационной жалобой и добился отмены решения суда первой инстанции. Дело было направлено на новое рассмотрение в Хозяйственный суд Киева, который в октябре 2018 года полностью отказал БелЖД в удовлетворении иска.
Следующей судебной инстанцией стал Северный апелляционный суд, который отменил все ранее принятые не в пользу белорусской железки решения и 3 апреля 2019 года принял новое – с полным удовлетворением всех исковых требований. Дополнительно Украинская железная дорога должна выплатить БелЖД 184 923 гривны судебного сбора, уплаченного истцом в связи с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции.
Однако точка в этом деле еще не поставлена. За ответчиком сохраняется право обжаловать решение в Верховном суде Украины. Не исключено, что Украинская железная дорога уже обратилась в высшую судебную инстанцию. Ситуация действительно форс-мажорная, создающая прецедент, когда за ущерб нанесенный диверсантами или террористами расплачиваются другие.