Материальные блага. «ВЕЩИЗМ». Что это такое?

Источник материала:  
28.05.2019 — Разное

«Слишком многие люди сейчас тратят деньги,
которых они не заработали, на вещи,
которые им не нужны,
чтобы произвести впечатление на людей,
которые им не нравятся».
Джек Керуак, писатель

Ещё в пятидесятых годах ХХ века во всевозможных интервью психологов и исследователей проходила красной нитью одна общая тема – культ вещи или «вещизм». Ещё тогда Эрих Фромм, немецкий психолог, социолог сказал: «Я думаю, если вы сегодня спросите, что люди на самом деле считают счастьем, то это будет неограниченное потребление. Я думаю, если вы спросите людей, что такое рай, и если они будут честны, то они скажут, что это своего рода большой супермаркет с новыми вещами каждую неделю, и достаточно денег, чтобы купить всё новое. Я думаю, сегодня для большинства людей счастьем является вечно быть грудным младенцем».
Прошло 60 лет после этого интервью, в котором речь шла о современном на тот момент американском обществе. Сейчас всё сказанное можно отнести уже абсолютно к любой стране. Более того, культ вещи сейчас находится на самом пике.

  • Справка «ШК»:
    Вещизм — тип поведения человека, сориентированного на материальные ценности, преувеличивающего их роль в жизни и деятельности. Вещизм проявляется в пристрастии к вещам, стремлении к приобретательству и добыванию любой ценой дорогих, редких или модных вещей и предметов, спекулятивном их использовании. Вещизм может перерастать в личностное нравственное качество преобладания материальных ценностей над духовными. Он базируется на жадности, эгоизме, зависти. В свою очередь, он усиливает эти же качества и порождает такие, как общая бездуховность, безнравственность.

В настоящее время количество имеющихся у человека вещей многие считают показателем социального статуса, места в обществе. Встречают по одёжке, как говорится… Но вот где в этом всём человек? Юноши и девушки, мужчины и женщины теряются на фоне дизайнерской одежды. Вещи затмевают и обезличивают людей настолько, что владелец как будто бы сам превращается в имущество. Молодое поколение ориентируется на фото из Сети, на которых позируют дамы и парни с брендовыми вещами, но на самом-то деле эти сцены веют отчаянием и одиночеством: компанию молодой женщине составляют только пакеты из магазинов и ее собственное отражение в зеркале.
В настоящем мире вещи являются своеобразным мерилом успеха и поиском счастья через приобретение. «Вещизм» заставляет нас все время сравнивать то, что имеем мы, и то, что имеют окружающие. Многочисленные социальные сети, пестрящие фотографиями «богатых деток» издевательски иллюстрируют и подстегивают эту гонку. Конца ей нет и быть не может. Если у кого-то четыре «ролекса», а у кого-то — пять, то всё просто – не хватает одного, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. И никто не задумывается, что материальное выражение самооценки снижает самооценку. И стоит отметить, что «страдают вещизмом» не только люди с высоким достатком, а это явление распространено на все слои населения.
А ведь это величайшая ошибка – верить, что чем больше будет денег и вещей, тем благополучнее будет жизнь.
А если задуматься, что такое благополучие? Сейчас спутались понятия «благополучие» и «демонстрация». Повсеместно люди ставят цель купить ту или иную статусную вещь, и вот когда владелец получает заветную вещицу, он демонстрирует её потом всем окружающим. Такое поведение в глазах демонстративного потребителя должно служить поддержанию имиджа «благополучного человека», «успешного мужчины» и т.п. и вызывать чувство зависти у окружающих. А вот самого «благополучия», как такового, объективно не существует. Существует лишь понятие, представление о «благополучии», которое создаётся в настоящее время. Как раньше престижно было иметь венгерский сервиз (от которого сейчас все избавляются), кассетный магнитофон, то сейчас на смену этому пришли другие атрибуты «красивой жизни». А суть ведь осталась той же.
Если до начала прошлого века предметы роскоши приобретались людьми с высоким достатком, то сейчас с развитием инфраструктуры это перекинулось и на средний класс. Именно они в основной массе покупают предметы, неадекватные их заработку. Захотелось «ролекс» – и вот на помощь приходит заветный кредит!
Но колесо повернулось немного вспять: богатые люди выглядят и ведут себя по-простому. Вспомните, как одевался почитаемый ныне Стив Джобс. «Но поп-звезды и знаменитые актеры носят бренды» — возразит кто-то. Да, но им платят за это. Умные люди глянец не читают, они его издают. Погоня за вещами – беличьи бега в колесе. Сколько бы человек не купил, ему всегда будет хотеться приобрести больше или дороже, сколько бы он не работал, ему будет казаться, что он зарабатывает мало.
А что же способствует этому желанию «скупить всё, что подороже»? Всё просто: если обывателю по много раз в день с экрана телевизора, по радио, с глянцевых страниц доносить, что «если у тебя нет айфона, машины, разных дорогих предметов, то ты – ничтожество», он рано или поздно пойдет закупаться «понтами», чтобы не выглядеть тускло в глазах окружающих (если у него, конечно, нет собственного мнения о себе). Возможно даже, он некоторое время будет рад покупке, пока не выйдет её новая модель. А в этом ли счастье и цель жизни? Ведь зачастую за этими действиями не стоит личность, а лишь безликая масса «ХОЧУ».
Учитесь испытывать счастье, не прибегая к деньгам и материальным ценностям. Начните жить собственными желаниями, а не навязанными окружением, занимайтесь тем, что вы больше всего хотите, даже если это идёт в разрез с «модными тенденциями». Начните тратить заработанные деньги на то, что вы больше всего любите, на дело своей мечты. Получайте удовольствие не от бесконечных приобретений, а от окружающего мира, от общения с людьми, от искусства и от собственной жизни.
Основные черты современного общества потребления:
1. Втягивание в процесс потребления абсолютное большинство населения.
Если раньше какие-либо предметы обихода или одежду меняли по мере её износа, то сейчас модницы покупают себе платья, чтобы провести в нём один вечер, а затем с успехом про него забыть.
2. Изменения в организации торговли.
В настоящее время крупные торговые центры, супермаркеты, являются местами проведения досуга и отдыха. С этим меняется и поведение покупателей: распространяется хождение по магазинам без наличия цели (например, нужно купить брюки). Знакомо, наверное, многим занятие, не так ли? Просто пройтись по магазинам, без какой-либо особой цели, «посмотреть», так сказать.
3. Появление развитой системы кредита.
Появление разнообразных форм электронных банковских карточек резко ускорило процесс принятия решения о более или менее крупных покупках и свело к минимуму время на раздумья. В прошлое уходит культура накопления. Деньги, едва появившись, тут же пускаются на приобретение товаров в кредит.
4. Формирование культа бренда.
Результатом производства являются не товары, наделенные какими-то функциями, а бренды – марки одежды, за которые люди выкладывают кругленькие суммы денег. Хотя, «не брендовые» вещи ничем не хуже.

Дарья КОРНЕВА

←Intel представила процессоры десятого поколения для ноутбуков

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика