Откуда следы гусениц на дне океана: ветеран рассказал о секретном подразделении СССР
В прошлом на дне океана рядом с секретными линиями подводной связи периодически появлялись следы гусениц. Их оставляли аппараты одного из наиболее засекреченных ведомств Союза — 19-го Центра Министерства обороны СССР, пишет журнал «Армейский стандарт» со слов Героя Советского Союза капитана 1-го ранга в отставке Валерия Кулакова.
Ветеран рассказал, что для защиты подводных кабелей связи от американского оборудования, способного снимать с них секретные данные, были разработаны специальные комплексы, способные работать на многокилометровых глубинах.
Первый глубоководный буксируемый аппарат «Архипелаг» создавался в режиме строжайшей секретности, а его испытания едва не закончились трагедией. Троим гидронавтам пришлось срочно покинуть аппарат после первого погружения. Их чудом удалось спасти при семибалльном шторме. Сам аппарат, имевший ряд конструктивных недостатков, затонул.
На смену «Архипелагу» пришел глубоководный комплекс «Селигер», способный работать на глубине свыше 2000 метров. Под днищем аппарата подвешивался дополнительный груз-балласт — гайдроп массой более тонны. Когда глубоководный комплекс достигал грунта, на дно, как якорь, сбрасывался гайдроп. А «Селигер», находясь над ним на натянутом тросе, мог самостоятельно исследовать рельеф дна в радиусе нескольких сот метров.
Но откуда тогда следы гусениц? Этим вопросом задавались американцы, когда рассматривали фотографии морского дна с отпечатками траков от танка. Иностранные разведчики строили различные предположения, вплоть до того, что у русских появились специальные машины на гусеничном ходу, способные бороздить дно и закладывать ядерные боеприпасы.
Но все оказалось гораздо проще: часто советские гидронавты в качестве груза-балласта использовали звенья гусениц от трактора.