«Заплатили утильсбор дважды». Как импортер китайских машин три года спорит с таможней
Эта история началась еще в 2016 году, когда компания «Кит Интер» — официальный импортер китайской марки JAC — привезла в Беларусь грузовое шасси для его последующей переделки. Некоторое время шасси спокойно стояло на территории склада временного хранения в ожидании клиента. Но когда появился заказчик, таможня отказалась выдать шасси из-за неуплаченного утилизационного сбора. Новость о том, что за шасси необходимо уплачивать утильсбор, стала неожиданной и неприятной.
— Но, так или иначе, забирать шасси было необходимо, чтобы не подвести заказчика. Мы приносили в таможенные органы письмо от компании-кузовщика, в котором было указано, что именно она будет уплачивать утильсбор на уже готовое транспортное средство. Но это не помогло и никак не повлияло на решение таможни, — вспоминает заместитель директора по коммерческим и техническим вопросам «Кит Интер» Артем Зимовский. — В итоге наша компания оплатила утильсбор в размере 81 675 000 неденоминированных рублей и забрала шасси.
А дальше началась бесконечная переписка с таможенными органами.
Позиция компании «Кит Интер» проста. Ввозимое шасси декларировалось на основании нескольких документов, среди них — национальный сертификат соответствия со сроком действия до 1 июля 2016 года. По белорусскому законодательству утилизационный сбор не уплачивался, потому что шасси не было отнесено ни к одному типу транспортных средств.
Но утильсбор выставили, опираясь на Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Он, конечно, вступил в силу раньше ввоза шасси — с 1 января 2015 года. Но в компании уверены: поскольку шасси декларировали на основании национального сертификата соответствия, то в отношении него необходимо было применять требования, действующие до вступления в силу Технического регламента.
— Но даже согласно определениям в Техническом регламенте Таможенного союза, «транспортное средство» — это устройство… категорий L, M, N, O…, а «шасси» — это устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства. Следовательно, шасси не может быть присвоена или определена категория, так как оно является составной частью конструкции транспортного средства, — рассуждает юрист Ирина Сукало.
Минская региональная таможня в своем ответе говорит, что ввезенное шасси было с кабиной и двигателем, а значит, согласно определению Технического регламента, является «самоходным» и относится к транспортным средствам категории N. Такое шасси может с ограничениями временно участвовать в дорожном движении, а значит, при его ввозе необходимо уплачивать утильсбор.
После того как компания-кузовщик изготовила на этом шасси автомобиль, она присвоила ему свой VIN-номер и тоже уплатила утильсбор уже в пользу налоговых органов, потому что без этого грузовик нельзя было поставить на учет. Причем расходы по уплате утильсбора были включены в стоимость работ для компании «Кит Интер». В итоге получилось, что за одно и то же транспортное средство утильсбор был уплачен дважды, а это нарушает принцип однократности, предусмотренный указом № 64.
На этот казус нашелся ответ у Минпрома: «Если на транспортное средство, достроенное на базе шасси, наносится новый идентификационный номер, отличный от номера шасси, и на него оформляется паспорт транспортного средства, то принцип однократности уплаты утильсбора сохраняется».
— Итак, мы оплатили два утильсбора, но были полны надежд один из них вернуть. Юридически мы были правы. Автомобиль мы, конечно, передали заказчику, но понесли большие убытки, — говорит Артем Зимовский.
В 2018 году забрезжила надежда разрешить ситуацию. Был принят указ президента № 402, и согласно изменениям, шасси транспортных средств по нему не являются объектом обложения утилизационным сбором. А к транспортному средству не относится шасси, представляющее собой устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и не имеющее хотя бы одной из следующих составных частей: кабины, двигателя, кузова. То есть шасси с кабиной и двигателем, но без кузова — это не транспортное средство, и утильсбором оно не облагается.
Руководство компании обратилось в таможенные органы с заявлением на возврат ранее уплаченного утилизационного сбора. Но в ГТК ответили, что оснований для возврата нет.
Оставался еще один вариант. В ГТК заметили, что компания может произвести возврат утилизационного сбора в рамках указа № 402 после вступления его в законную силу, то есть после 10.01.2019 г. Изменения в указе предусматривали, что объектом обложения утильсбором не признается транспортное средство, достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, в отношении которого утильсбор уже был уплачен. По этому вопросу компании посоветовали обратиться в налоговую.
— В Министерстве по налогам и сборам нам ответили, что ни у нас, ни у компании-кузовщика не имеется никаких оснований для возврата утильсбора. «Кузовщик» не имеет права на возврат в рамках указа № 402, потому что не осуществлял отчуждение построенного транспортного средства. В нашем случае мы просто передавали шасси на давальческих условиях, и они нам его вернули в виде готового автомобиля. А мы не можем претендовать на возврат, так как плательщиком утильсбора является компания-кузовщик. Круг замкнулся, — заключает Артем Зимовский.
Да, на сегодняшний день внесенные изменения в 64-й указ позволяют не уплачивать утильсбор в отношении шасси и исключить двойную уплату в случае переделки/доработки ввезенного автомобиля. Но компания «Кит Интер» не собирается отступать. Юрист компании убежден, что по закону они не должны были уплачивать утильсбор при ввозе шасси. Так что сейчас предприятие планирует продолжить разрешение этого дела в суде.