«Девушка-швея, окончившая колледж, - не дизайнер». «Одно утро» с руководителем BFW Яниной Гончаровой
В проекте LADY «Одно утро» мы просим любимиц публики рассказать о том, как они «наводят красоту» перед концертами, эфирами, фотосъемками. Заглядываем в их косметички и изучаем содержимое туалетных столиков.
Накануне старта Belarus Fashion Week мы встретились с ее основательницей и руководительницей Яниной Гончаровой, чтобы поговорить не только о том, как проходит традиционное утро эксперта моды, но и о том, чего сегодня не хватает отечественной fashion-индустрии для процветания.
— Как начинается ваше утро?
— Со стакана воды. Иногда пью его через силу, не очень люблю воду. Я рано просыпаюсь и ухожу тихонько в ванную комнату, чтобы не разбудить всех в доме. Там пью свою воду, а потом — свой кофе. Знаете, я всегда мечтала, что когда у меня появится своя квартира — там будет два санузла: для мальчиков и для девочек. Так и получилось: для мальчиков — своя ванная комната, попроще и со стиральной машиной. А вот для девочек очень красивая, уютная, и здесь полно места, где можно хранить свою косметику.
— У вас много косметики?
— Не очень много. С детства я страшный аллергик. Подходят мне далеко не все марки, и это настоящее мучение. Особенно учитывая специфику моей прошлой работы моделью. Зачастую полная смена макияжа 5−6 раз за сутки. Мои волосы и кожа были просто расходными материалами для создания модных и красивых образов. Никогда не забуду ощущения, когда ехала на очередной показ в метро, в Милане или в Москве, а лоб, щеки, нос, веки настолько щиплет и так все сильно болит, словно всю кожу с лица сняли.
— Но тем не менее какие-то бренды вам все-таки подошли?
— Безоговорочно это La Roche-Posay и Vichi. Конечно, я пробовала и другие. Много косметики мне дарили: Maybellin, L’Oréal, Clinique, Estee Lauder, Clarins — чаще всего все они отправлялись маме и сестре как презент.
Но вот этот дневной крем СHANEL мне идеально подошел. Я купила его по совету своей знакомой — дизайнера бренда Lakbi. Пару лет назад мы ездили вместе с ней в командировку. И в гостинице она предложила мне попробовать этот крем, посмотреть, не будет ли аллергии. Аллергии не случилось, и этим кремом пользуюсь до сих пор. Банка заканчивается — покупаю новую. Обычно приобретаю здесь, потому что цена в наших магазинах почти такая же, как в магазинах Duty free.
Еще есть крем Dior. Незаменимая вещь для самолета, а купила его по совету дизайнера Алены Горецкой. Прекрасно увлажняет, стоит около 90 евро, но его хватает на все лето. Очень хорош для сухой и аллергичной кожи. Как и Estee Lauder — сыворотка под крем. Тоже посоветовала подруга — журналист киевского телеканала ID Fashion TV
Также мой маст-хэв — термальная вода. Большой флакон для домашнего использования и мини-версия для полетов — а летаю я очень много. Еще в мой уход входит масло для кожи лица. Используя его, самое важное — не переборщить. На флаконе написано: нанести пару капель. Надо и наносить «пару капель». Хотя мне как славянской женщине постоянно хочется побольше. И зря, начинают забиваться поры.
— Немного про ванную: случайна ли у вас в интерьере корона на видном месте?
— Она напоминает мне, что я, как и все женщины, хочу чувствовать себя принцессой или королевой. А еще она держит эту классную щетку для нанесения ВВ-крема. Я купила ее в Германии. Это — ремесленническая продукция. Немцы, кстати, тренд-сеттеры в части продукции ручной работы, экоизделий и крафтовых вещей. За эту простоту и натуральность я очень люблю и Берлинскую неделю моды: начала ездить на нее еще задолго до запуска Белорусской недели моды — в 2007 году. Уже тогда я понимала, что хотела бы внести в фэшн-индустрию более весомый вклад, нежели просто работа моделью. Чувствовала, что мне бы подошла другая роль, позначительнее.
— ВВ-крем, который вы будете наносить, белорусского производства?
— Это — BelorDesign. Отличная альтернатива тональнику, он подходит для легкого домашнего макияжа. Недавно я была на съемках на телеканале СТВ, и там мне подарили большой набор косметики BelorDesign. Конкретно этот продукт — ВВ-крем — не уступает ни одному другому из моей косметички: ни Chanel ни L’Oréal, ни Estee Lauder. Он хорошо ложится. Всем своим знакомым девочкам, которые используют только люксовые бренды, рекомендую его. Он недорогой, но тем не менее хорошо справляется со своей задачей. В современном мире у нас полно возможностей для выбора, так почему бы не поступать рационально там, где это возможно. Например, можно носить кеды Н&М за 10 долларов за пару вместе с более дорогой рубашкой от нашей Ларисы Балуновой.
— Кстати, кеды у вас сегодня очень интересные.
— Это Furla. На неделе моды в Милане, где я их покупала, была возможность сделать на них любую надпись при покупке. Это очень приятный момент.
— Продолжим путешествие по вашей ванной. Эти гигантские банки — это для волос?
— Да. Можно говорить о том, что хорошие волосы — это гены, но нет. Я точно знаю, что любые гены — это просто база. Но и эту базу нужно поддерживать тщательным и качественным уходом. С детства очень серьезно ухаживаю за волосами. Когда была маленькой девочкой, постоянно делала маски, как мама и бабушка научили: с желтками, медом, ромашкой, травами и так далее. Но вот уже 15 лет я пользуюсь профессиональной косметикой для волос L’Oréal. А еще принимаю витамины для волос.
Пользовалась Merz, но они не показались мне эффективными. Хотя упаковка у них просто шик: бутылочка, которую хочется покупать снова и снова. Еще рекомендую попробовать Fitoval и Пантовигар — на них волосы растут как на дрожжах.
Заметили, у меня в ванной многие бутылочки без колпачков? Я даже когда только начинала встречаться со своим мужем уточнила: «Ты как относишься к людям, у которых вся косметика в ванной без крышечек». Я даже не представляю, куда они все деваются.
Духи тоже без колпачка. Пользуюсь ими очень много лет — Yves Saint Laurent «M7». Это мужской аромат, но я его очень люблю. И мужа своего на них подсадила. Пользуюсь также «Tresor» Lancome, но самый любимый, который давным-давно идет со мной по жизни — Dior «Miss Dior».
— Ваша косметичка от сетевого бренда. Как вы к ним относитесь?
— У меня много косметики Mary Kay, несмотря на то, что я сначала очень скептически относилась к сетевым распространителям косметики. Считала, что придут, будут навязывать мне что-то, но все это просто наши страхи: например, тебе что-то предложат, а ты будешь не готов купить, потому что не хватает денег. Это в магазин ты зашел, оценил — нужно, не нужно, понял, хватает у тебя денег или нет, — и вышел с покупкой или без. А здесь, если впустишь консультанта в дом или в офис — в любое личное пространство, — тебе уже неудобно отказаться от покупки. Такой стереотип. Но возвращаясь к Mary Kay: по декоративной и по уходовой косметике — они просто молодцы.
Если говорить о декоративной косметике, считаю, что она вся четко делится на профессиональную для работы и для жизни. Первый вариант со вторым лучше не смешивать. Есть, конечно, исключения: вот эта помада Kryolan. Я пользуюсь ей в повседневной жизни. Еще и всем девчонкам знакомым подарила: ешь, пей накрашенными губами — с ними ничего случится. Утром нанесла, а вечером с трудом смыла специальной жидкостью для удаления водостойкого макияжа.
Мой макияж, как и у всех девочек-моделей, достаточно простой. Выравниваю цвет лица, немного тинта на брови. Никаких теней и жирных стрелок — это колхоз. Зато любые оттенки красных помад и карандашей — на губы. Красные губы — это просто мое хорошее настроение. Они смотрятся уместно даже с джинсами и майкой. Моя подруга дизайнер Даша Гаузер всегда мне говорит: «Красные губы — твоя фишка, Янина».
Тушь для ресниц. Люблю цветные и черные. Сейчас весна, а любимый цвет в гардеробе у меня зеленый. Поэтому сначала крашу ресницы черным, а потом — кончики — зеленым цветом.
— Вы в хорошей форме. Занимаетесь фитнесом?
— Не очень люблю ходить в зал. Наверное, потому что когда я росла и взрослела, они не были так популярны. Мой максимум — зарядка 20−30 минут по утрам. 15 лет назад в университете мой тренер в команде чирлидеров, где я состояла, Галина Павловна, научила меня простым упражнениям. Я до сих пор их выполняю, и они помогают выглядеть хорошо.
К тому же я — веган с 15 лет. Все началось из-за некоторых особенностей моего организма, который очень плохо воспринимает тяжелую белковую и углеводную пищу. Вареный рис, оливковое масло, хорошая паста, бобы, фасоль и горох — эти простые продукты основа моего рациона. На завтрак ем либо гречку, либо рис. Обязательно авокадо, чтобы организму было из чего брать жиры. Пакетированные соки я не употребляю. Лучше чай, травки заварить, выпить просто воды. Я не хочу рекламировать этот экологичный образ жизни, есть люди, которые специально этим занимаются. Рассказываю как есть: я ем и пью то, что растет.
— Простота как стиль жизни? Если мы говорим уже не про еду.
— Очень многие люди, работающие в фэшн-индустрии, так живут. Посмотрите на первый ряд самых престижных показов: белая рубашка, черные брюки, простые туфли или кеды. Никакой вычурности. Если посмотреть количество подписчиков в инстаграме у руководителей неделей моды, то там максимум — 1500−2000 человек. Их задача не в медийности, а в том чтобы сделать своих дизайнеров медийными, помогать им продаваться.
Заходишь в офис итальянской палаты моды или британского совета. А там обычные девушки работают: в байках, рубашках, джинсовых юбках. Я очень рада, что имею возможность возить своих сотрудников в командировки, хотя не так все просто из-за больших расходов. Чтобы мои коллеги видели: если они не соответствуют образам какой-то местной богемной тусовки, то это не значит, что они не фэшн-люди.
— Белорусская неделя моды ценится у зарубежных коллег?
— Определенно да. Я очень рада, что услышана в их среде как представитель новых дизайнеров в мировой индустрии. Нам очень не хватает поддержки государства. Украинцам очень повезло: за счет некоторых политических моментов они здорово хайпанули и получили возможность участвовать в европейских выставках и Неделях моды бесплатно, что нам в принципе не грозит.
Нашим коллегам из Сербии, Грузии, Венгрии и других государств, которые начинают развивать свою модную индустрию, помогает государственная финансовая поддержка. Они вкладывают в моду, потому что понимают: это мощный пиар-инструмент для всей страны. Поэтому шопинг сегодня надо включать в сервис туризма и помогать нам рекламировать себя.
Но я думаю, что еще год-два, и придет понимание того, что отечественная индустрия моды — очень важна. Приедут туристы, зайдут в магазины, вывезут одежду. Это такая сфера, которая могла бы принести быстрые деньги. Выиграли бы и большие производства, и штучные дизайнеры, и даже бабушки, которые могли бы продавать свое рукоделие. Ведь хендмейд — это то, чем будет жить фэшн-индустрия следующие 5 лет.
— Нас тормозит отстутствие финансирования?
— И эгоцентричность наших дизайнеров. Если бы я не была руководителем Недели моды, я бы стала идеальным критиком. Очень хорошо вижу, кто настоящий, а кто — нет. Девушка-швея, окончившая колледж, — не дизайнер. Она шьет подобие того, что продают везде. Не делает ничего нового: просто платье или там рубашку. Выкладывает фото этой одежды, снятое на белом фоне, как бы фэшн-съемка, в инстаграм и говорит: «Я дизайнер, а эта рубашка стоит 130 рублей». Серьезно?
Сама сшила, купила ткань на стоке, налоги не платила. Себестоимость изделия — 20 рублей, а мне продают за 130. Такого высокомаржинального бизнеса ни у кого нет. Я заплачу эти деньги, ок. Но за что? Уникальный дизайн? Сомнительно. Великое имя? Тоже есть вопросы.
Похожая ситуация с нашими дизайнерами сумок: цены очень завышены. При хромающем качестве. Мои сумки Furla, trussardi, Giovanni Fabiani или эко-сумка ranzel выглядят достойно долгие годы, а сумка белорусского дизайнера уже через год выглядит непривлекательно. Это при равной или даже более дорогой цене. Вот как так? С удовольствием покупаю себе сумки молодых корейских дизайнеров. Недавно привезла себе несколько с Недели моды в Гонконге. Цена от 50 до 100 долларов. Уникальный дизайн и высокие технологии — их отпечатали на 3D-принтере.
А наши дизайнеры даже между собой в вопросах плагиата разобраться не смогли, не то что в технологиях. Я говорю про недавний скандал, когда один дизайнер сделал более дешевые копии работ пяти других мастеров. Получается, что эти пятеро никак не защитили своих клиентов, которые заплатили огромные деньги за их работы. А вдруг теперь все будут ездить с более дешевыми копиями, потому что никто не озаботился защитить свое изделие авторскими правами? Так что «дело дизайнеров сумок» пошло всем на пользу. Эта ситуация заставила дизайнеров заняться документацией для своего бизнеса: регистрацией эталон-образца, доказательством авторского права. Кстати, первое доказательство — участие в Национальных неделях моды.
— …которая стартует уже завтра. Будут какие-то особые фишки?
— Будут представлены коллекции осень-зима. Нас ожидают 15 показов взрослой одежды и 10 показов детской одежды. Все фишки покажут именно наши дизайнеры, а мы будем смотреть и думать: хочу-хочу себе такую одежду. Неделя моды не должна удивлять зрителей, она должна объединять наших дизайнеров и помогать им стать успешными. Чтобы всё, что они показывают, абсолютно всё можно было купить позже в шоу-румах или прямо с подиума. К слову, онлайн трансляцию показов можно смотреть на сайте BFW.
Когда кто-то мне говорит, что Недели моды бесполезны и ничего не дают, я возражаю: бренду Moschino они почему-то до сих пор что-то дают. Модный дома участвует в них регулярно, хотя мог бы давно не делать этого — тоже нормальная стратегия, и многие раскрученные компании так делают. Но Moschino остается верен Неделе моды в Милане, потому что им всегда есть что показать.