В 1984 году на экраны вышел очередной фильм, созданный творческим тандемом режиссера Марка Захарова и драматурга Григория Горина «Формула любви».
Фильм на все времена
Картина сразу стала чрезвычайно популярной. Фильм, являвшийся вольной экранизацией повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» полюбили за уморительный тандем Абдулова и Фарады, за очарование юной Елены Валюшкиной, за виртуозную игру Татьяны Пельтцер и Леонида Броневого...
И, конечно, за завораживающий магнетизм графа Калиостро. Актера, сыгравшего знаменитого авантюриста, полюбила вся страны, хотя лишь немногим дано было запомнить его фамили.
К этому моменту за плечами Нодара Мгалоблишвили была 30-летняя актерская карьера, но роль в «Формуле любви» сделала его знаменитым на весь Советский Союз.
Экзамен по математике как судьба
Уроженец Тифлиса, Нодар с детства грезил об актерской профессии, хотя, казалось, все против него — бедность, тяжелая болезнь, а затем и смерть отца.
Нодар даже хотел отказаться от мечты ради более приземленной, зато сытной профессии. Но, не сдав математику в политехническом институте, он подал документы на актерский факультет Тбилисского театрального института. И поступил!
После окончания вуза Мгалоблишвили стал актером Марджановского театра, в котором и прослужил всю жизнь. Поначалу режиссеры определили ему амплуа героя-любовника, но со временем он перешел на характерные роли. Зрители замирали, когда Нодар Александрович выходил на подмостки в качестве отрицательного персонажа. Зло в его исполнении было по-настоящему притягательным и завораживающим.
Своим голосом в русскоязычных картинах актер говорил только один раз
В одном из немногочисленных своих интервью Мгалоблишвили объяснял, что настоящий театральный актер должен играть не для зрителя, а для себя, забывая порой, что находится на сцене. Тогда и начинает работать та магия, которая потом поражает публику. Он признавался, что театр ценит гораздо больше, чем кино, которое предпочитает смотреть, а не играть в нем.
На студии «Грузия-фильм» Мгалоблишвили начал сниматься в 1958 году, но чаще всего роли были эпизодическими. В 1980 году актер отметился во всесоюзном хите — детективе «Огарева, 6», где сыграл одного из злоумышленников Ираклия Налбандова. Эта роль примечательна еще тем, что «Огарева,6» — единственный русскоязычный фильм, в котором Мгалоблишвили говорит сам. Актер стеснялся своего уровня владения русским языком, и его переозвучивали.
«Костяная нога»
В «Формуле любви» «голосом Калиостро» стал Армен Джигарханян. Получилось вполне естественно.
На роль в картину Марк Захаров пригласил Мгалоблишвили, увидев, как он играет Яго в театральной постановке «Отелло». Режиссер понял, что нашел своего неповторимого Калиостро
Кстати, с роли Мгалоблишвили едва не сняли. Съемки уже шли вовсю, когда после выходного дня «Калиостро» приехал на площадку в ... гипсе. Исполнитель главной роли сломал ногу!
Подумав, Марк Захаров взял все ответственность на себя и продолжил снимать Мгалоблишвили. Сломанную ногу маскировали, как могли, и в итоге зрителей удалось обмануть.
После «Формулы любви» Мгалоблишвили полюбили, кажется, все кинорежиссеры Советского Союза. Он снялся в роли Негоро в фильме «Капитан «Пилигрима» (экранизания произведения «Пятнадцатилетний капитан», сыграл одну из главных ролей в советско-французской постановке «Труженики моря» по Виктору Гюго, затем появился в перестроечной криминальной драме «Катала» Сергея Бодрова-старшего.
Барон и Дон Жуан
А потом наступило безвременье 1990-х, когда ролей либо не было вовсе, либо они были совсем уже проходными в откровенно слабых картинах.
Возвращением Нодара Мгалоблишвили к российскому зрителю можно считать телесериал «По имени Барон...» где актер блестяще сыграл криминального авторитета, прожившего долгую и противоречивую жизнь.
На актера посыпались новые приглашения, но в 2007 году он решил завершить кинокарьеру, сославшись на возраст. Но почти сразу его уговорили сняться в главной роди в картине «Исповедь Дон Жуана», заменив заболевшего Армен Джигарханяна, в свое время подарившего Калиостро свой голос.
Возвращенный орден
Он не любил говорить о политике, его крайне огорчало все, что происходило на постсоветском пространстве после развала СССР. Самым его громким политическим демаршем стал отказ в 2001 году от грузинского ордена Чести — Мгалоблишвили заявил, что не может принимать награду у тех, кто заставил его терять достоинство, имея мизерную зарплату в театре.
Актер не пришел на церемонию вручения награды, и тогда ее привезли в театр, оставив орден там. Но здесь Мгалоблишвили проявил принципиальность, вернув орден в министерство культуры.
В 2003 году в интервью «Новой газете» актер сказал: «Не надо бояться смерти! Необходимо приучить себя к тому, что бояться нельзя. Да и откуда ты знаешь, что никого не увидишь после? Вообще, человек верит в то, что он видит. Чувствовать — другое. Когда не видишь и чувствуешь какие-то вещи — это уже вера. В таком плане я верующий. Потому что чувствую, что кроме тебя и жизни что-то управляет нами».
Нодар Александрович Мгалоблишвили ушел из жизни в год 35-летия выхода на экраны «Формулы любви». Ему было 87 лет.