Экономист Романчук рассказал, как поговорил с послом России Бабичем
Ярослав Романчук, беларуский политик и экономист, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, встретился с послом России в Беларуси Михаилом Бабичем. Об этом он написал в Facebook. Цитируя Романчука, рассказываем, на каком уровне отношения между двумя странами на данный момент, каковы их претензии друг к другу и что о Беларуси думает Кремль.
«25 марта 2019 года встретился с послом России в Беларуси Михаилом Викторовичем Бабичем. Инициатива исходила от российской стороны. Впервые за 25 лет активной научно-аналитической работы получил приглашение пообщаться с официальным представителем России.
Мы в Аналитическом центре «Стратегия» более 20 лет придерживаемся следующей позиции: диалог между Россией и Беларусью должны вести не только политики, чиновники, представители монополистов и инфраструктурных компаний, но также ученые, экономисты, юристы и представители гражданского общества.
В 2004 году мы презентовали в Беларуси и в Москве свою книгу «Беларусь – Россия. Неосоветский феномен интеграции», в которой подробно описали взаимоотношения между нашими странами, а также предложили модель интеграции. Эту книгу я презентовал уважаемому послу для ознакомления с нашей позицией. На протяжении последних лет мы провели целый ряд беларуско-российских мероприятий для оценки состояния взаимных отношений, понимания процессов, происходящих в наших странах.
Развитие событий последних 15 лет доказало правоту наших выводов, оценок и рекомендаций. Сегодня спрос российской стороны на расширение диалога с разными социальными группами и опинионмейкерами Беларуси появился, потому что формальный, чисто официальный уровень взаимоотношений во многом зашел в тупик. Уровень взаимного недопонимания существенно повысился. Недоверие между полисимейкерами также стало фактором роста напряжения. Старые, размытые, чисто декларативные рамки международных договоров между Беларусью и Россией стали предметом интерпретаций сторон, причем с прямо противоположными выводами.
Падение цен на энергоресурсы, изменение характера промышленной и аграрной политики, налоговый маневр, взаимоотношения России с внешним миром – все это изменило желание и возможности Кремля сохранять старые отношения с Беларусью. Начался поиск возможных путей решения накопившихся проблем. Появились неприемлемые, крайне нелицеприятные для Беларуси заявления разных российских политиков, экспертов и организаций о том, что Россия кормит Беларусь, что Беларусь – нахлебник России, что если беларуское правительство хочет получить одинаковый с российскими компаниями на российском рынке статус (отношения с бюджетом, кредитование, участие в национальных проектах, госзаказе, квоты, условия работы на рынке), то тогда логично было бы распространить российское законодательное поле на налоговые, таможенные, контрольные системы. Потому что сегодня, по мнению российской стороны, территория Беларуси используется бизнесменами обеих стран для мощных контрабандных потоков (энергетические, продовольственные товары, табачные изделия). Это ведет к прямым потерям российского бюджета. Взаимного понимания и согласования действий правоохранительных органов нет.
Российских полисимейкеров явно раздражает ситуация, когда беларуские энерготовары (по документам) поставляются в страны, которые их не потребляют, когда производственные мощности производителей Беларуси существенно ниже реально продаваемых в Россию товаров (якобы произведенных на них), когда только 15% табачных изделий, производимых в Беларуси, продаются на внутреннем рынке страны, а у нас строится уже третья табачная фабрика.
Особая тема – строительство БелАЭС. По информации Михаила Викторовича, объект, который строится в Беларуси, стоит около 14 миллиардов долларов. Цена для Беларуси была примерно десять миллиардов долларов. Сегодня российская сторона снизила цену до семи миллиардов долларов. Получается, что производственные издержки выводят цену на 1 кв/ч на уровне 0,04 доллара-центов. Беларуская сторона же заявляет о том, что цена будет 10-14 центов и настаивает на улучшении для себя условий кредитования.
Очень много вопросов по промышленной политике. Здесь очевидно одно. Подход беларуского правительства, который неоднократно озвучивали Мясникович и Семашко – «давайте не создавать параллельных беларуским предприятия в России, а вы покупайте наше» – противоречит сути экономической политики России. Кремль в принципе не может и явно не хочет переходить в режим Госплана, когда из центра в регионы идут распоряжения, что в регионе строить, какие инвестиции развивать, у кого и на каких условиях покупать. Частные инвестиционные проекты, особенно вне сферы ТЭКа – это дело региональных властей и бизнеса. Принудить к кооперации с беларускими промышленными заводами нереально. С другой стороны, беларуские предприятия справедливо жалуются, что они не имеют такой возможности убеждения распорядителей российских бюджетных средств покупать именно их товары. По мнению Бабича, российская сторона при рассмотрении проектов беларуских предприятий в России предоставляет им более льготных режим, чем для других иностранных государств (например, по уровню локализации при производстве промышленных товаров). Выравнивание условий для российских и беларуских производителей, если беларуская сторона настаивает на этом, предполагает переход на другой уровень унификации экономической политики. Беларуские власти против этого (против единой налоговой, таможенной, регуляторной, кредитно-денежной политики).
Очень много вопросов и взаимных претензий в сфере АПК. Сертификация, квотирование, условия конкуренции, поставки санкционки. В этом вопросе важно иметь в виду один фактор. Через 3-5 лет Россия будет полностью, по всем основных товарных позициям обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией, имея постоянно растущий экспортный потенциал. Если не договориться о правилах игры сегодня, то судьба беларуских сельскохозяйственных производителей на российском рынке (доля России в их экспорте 80-99%) будет под большим вопросом.
На встрече посол России подтвердил следующее:
• Кремль, российское правительство никогда, ни при каких обстоятельствах не ставили вопрос о поглощении Беларуси, лишении ее суверенитета;
• ни Кремль, ни Центральный банк, ни правительство России не ставят вопрос о введении в Беларуси RUR-рубля. В повестке дня стран вообще нет вопроса о единой валюте;
• Кремль и российское правительство ждет от беларуского руководства его мнения и видения отношений с Россией, но без огромных дыр для контрабанды и статуса беларуских предприятий как российских без соответствующих изменений законодательной базы обоих стран;
• для увеличения уровня понимания позиций стран важно подключение независимых ученых, экономистов, юристов, бизнесменов. Их задача – научный, профессиональный анализ состояния экономик обеих стран, характера торговых, финансовых, инвестиционных отношений, выработка рекомендаций по ликвидации барьеров между странами для реализации принципа свободы перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы.
Взаимно уважительный, конструктивный и профессиональный диалог всегда лучше молчанки, нервных реакций на эмоциональные заявления провокаторов, в том числе политиков. Беларусь находится в таком особом положении, что только такой диалог может стать основой преодоления кризисных явлений в экономике, а также раскрытия потенциала России для Беларуси, Беларуси для России. Главное – не стать жертвой шкурных интересов контрабандистов, монополистов, номеклатурно-силовых кланов и их полутеневых структур».