Внезапно: Госсекретарь Совета Безопасности объяснил, почему нужно популяризировать беларуский язык
Ранее мы писали, что Лукашенко подписал концепцию информационной безопасности, которую составил Совет Безопасности. Его госсекретарь Станислав Зась дал комментарий по этому поводу, сообщает TUT.by. Рассказываем, зачем, по мнению Зася, нам это нужно, как ее реализуют и к чему это приведет.
Первое, на чем сделал акцент госсекретарь, – скрытого смысла в том, что концепцией занялись именно сейчас, нет. Ее начали разрабатывать еще в 2017 году. Необходимость концепции – в том, что в информационной среде на данный момент много рисков и угроз для беларуского общества.
Документ повысит присутствие госорганов в СМИ: им дадут «хороший посыл». Говоря о государственных телеканалах, Зась отметил, что доля беларуского контента повысится, а вместе с ней – его конкурентоспособность и качество. Новостным фейкам СМИ будут давать отпор – размещать все больше правдивой информации по «волнующим» вопросам. Что касается «вкручивания гаек» для негосударственных СМИ, Зась заверил, что бояться нечего: концепция лишь добавит ясности и понимания в эту сферу деятельности. Беларуский язык же планируют сделать «популярным и модным» – особенно среди молодежи. Далее – список «важных» цитат Станислава Зася, на которые стоит обратить внимание.
О том, почему инфобезопасность актуальна сейчас
«Понимаю, но тем не менее то, что эти вопросы приобретают актуальность сейчас, это очевидно. А у нас даже понимание обеспечения информационной безопасности у разных госорганов и людей было разным. До сих пор мы не имели официально утвержденных государством взглядов хотя бы на понятийный аппарат в этой сфере. Как можно выстраивать системную деятельность, не имея такой основы, единого понимания?»
О чиновниках в СМИ
«Людей надо поощрять к этому делу и даже обязывать. Вот есть чиновники кадрового реестра. Они обязаны работать с прессой? Обязаны. Почему бы не рассматривать это как один из критериев при проведении аттестации? Я понимаю, что некоторые опасаются, что кто-то что-то не то скажет. Ну и что? Скажет что-то не то, его там же в прессе поправят. Это лучше, чем просто отмалчиваться».
О беларуском контенте
«Мы должны развивать свой беларуский национальный контент, повышать его конкурентоспособность и качество. Это главный путь. Будут ли заходить сюда СМИ других государств? Будут, как без этого. Тут тоже будет хороший и понятный подход: будут заходить только те СМИ, которые несут продукт, который способствует развитию нашего общества, государства и реализации национальных интересов».
О волонтерах в инфосреде
«Можно обратиться к опыту той же России, там есть добровольное общественное объединение. <…> Тысячи людей на волонтерских началах в свое свободное время мониторят интернет с тем, чтобы обнаружить там запрещенную информацию. Например, пропаганду насилия, порнографию, наркотики. Они выявляют все это и направляют в соответствующие органы. <…> Мне кажется, предполагаемая польза от этого перевешивает возможный негатив, который может наступить, если мы эту схему развернем. Мне кажется, это перспективно».
О мерах по реализации концепции
«Присутствие в информпространстве, мониторинг, общественный контроль. Мы же не просто проговорили в Концепции и забыли. Нет, будет сформирован пакет практических шагов, и он будет запускаться. <…> Мы уже на этапе выработки привлекали самых разных экспертов, в том числе и негосударственных. Мы делали это без громких слов, но лучших специалистов смогли привлечь, и благодарны им теперь за работу. Мы основные тезисы и заранее публиковали, в том числе в других странах».
О беларуском языке
«Конечно, неправильно вести речь о том, что мы сейчас будем насаждать беларуский язык. Но делать так, чтобы он был популярным, модным, особенно среди молодежи. Кстати, сейчас, к радости, наша молодежь начинает поворачиваться к беларускому языку и использовать его в разговорной речи. И этот путь надо пройти, чтобы мы укреплялись как нация и как народ».
О взгляде на историю
«Государство должно дать внятный, убедительный и развернутый ответ на запрос, который есть в нашем обществе: «Кто мы, беларусы?» Люди хотят знать, кто мы такие, откуда мы взялись. Государство обязано ответить на этот вопрос, без умалчивания каких-то периодов нашей истории выразить позицию. <…> Государству надо больше внимания уделять освещению беларуской истории. <…> В том числе развивать дискуссии, какие-то площадки дискуссионные, привлекать историков с разными точками зрения. И потихоньку будет формироваться взгляд на свою историю».