Минск предложил радикальные шаги по углублению интеграции внутри ЕАЭС – источник
Беларусь сформулировала ряд предложений по дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС, которые в случае их реализации могли бы радикально изменить лицо Евразийского экономического союза.
Речь идет о проекте стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года, который Минск подготовил в феврале и разослал для оценки партнерам по ЕАЭС, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.
Беларусь, в частности, предлагает создать целый ряд новых органов ЕАЭС - региональную организацию по стандартизации, координационный орган по продвижению сельхозпродукции, Евразийский центр цифровой трансформации, единый информационный центр (со своим телеканалом, радио и интернет-порталом), открыть представительства Евразийской экономической комиссии в государствах ЕАЭС, третьих странах и при международных организациях, сформировать фонд для поддержки интеграционных проектов в АПК и венчурный фонд.
Еще одна инициатива - создание арбитражного органа для решения конфликтов между государствами ЕАЭС, а также системы досудебного разрешения потребительских споров в электронной торговле в рамках союза.
Также Минск предложил наделить ЕЭК полномочиями по проведению совместных проверок в области применения ветеринарно-санитарных мер.
Наконец, Беларусь выступила за создание межгосударственного наднационального фонда пенсионного обеспечения и обязательного медицинского страхования трудящихся стран ЕАЭС, а также межгосударственных институтов страхования жилья и недвижимости.
Белорусские власти официально информацию об этих предложениях не комментируют. Между тем, заместитель премьер-министра республики Игорь Петришенко на этой неделе заявил в интервью о необходимости укреплять полномочия наднациональных органов в ЕАЭС, чтобы у них были механизмы принуждения государств-членов интеграционного блока к выполнению своих обязательств. В частности, он высказался за то, чтобы "за нарушения обязательств в рамках ЕАЭС государства-члены несли реальную, материальную ответственность, как это предусмотрено у наших западных соседей в Европейском союзе".
При этом он выразил недовольство позицией ЕЭК, которая в случае возникновения разногласий между странами все чаще "предпочитает предоставить сторонам спора самим договариваться между собой". В целом называть ЕАЭС экономическим союзом в настоящее время можно только авансом, пока это объединение де-факто находится на стадии зоны свободной торговли, убежден И.Петришенко.
В ЕАЭС входят РФ, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения.